Начало Наука Гормон счастья дофамин учит нас бояться

Гормон счастья дофамин учит нас бояться

Гормон счастья дофамин учит нас бояться

Дофамин (допамин) является одним из самых известных нейромедиаторов в организме человека. Он связан с радостью и удовольствием., поэтому народе этот нейротрансмиттер называют «гормоном счастья».

Известно, что дофамин, в основном создающийся в среднем мозге специальными нейронами, в том числе так называемым черным веществом (Substantia nigra), берет на себя центральную функцию в управлении движением мышц. Именно эти нервные клетки исчезают при болезни Паркинсона, заставляя пациентов дрожать.

Команда, возглавляемая Вулфом Хаубензаком (Wulf Haubensak) из Института молекулярной патологии (Вена), обнаружила совместно с физиологами Университета Отто фон Герике (Магдебург) третью, до сих пор совершенно неизвестную функцию дофамина: мозг использует это вещество для хранения «следа памяти, связанного с беспокойством», то есть учит нас бояться. Об этом ученые сообщили в последнем выпуске Nature Neuroscience. По мнению Хаубензака, в мозге можетбыть больше систем обучения, которые используют дофамин.

Его группа, исследуя схемы управления, которые контролируют эмоциональное поведение, провела с мышами своего рода павловский эксперимент: определенный звук был всегда связан с легким ударом по лапам. При этом удалось точно определить активные области мозга. Ими оказались дофаминовые нейроны, которые называются центральным серым веществом среднего мозга.

Допамин устремляется в миндалину, центр эмоционального обучения. Стратегия выживания для людей и животных заключается в запоминании угрожающих событий, чтобы избежать их повторения. А при отключении этих нервных клеток мыши не реагировали на звук, забыв свой предыдущий негативный опыт.

Конечно, эта недавно открытая сеть мозга есть и у людей. Ошибки в ней способствуют посттравматическому стрессовому расстройству. Пациенты с этим заболеванием не всегда различают действительно пугающие и совершенно нормальные, даже безвредные внешние раздражители.

Хаубензак считает, что «о клиническом применении пока нет речи». Для лечения дофаминоподобными препаратами пациентов с ПТСР потребуются дальнейшие исследования.