За подъемом обязательно последует упадок, поэтому некоторые люди откровенно боятся быть счастливыми. Такой "страх счастья" может повлиять, например, на терапию, которую они выбирают для лечения депрессии.
Люди с депрессией «склонны к негативу»: они интенсивнее воспринимают неприятные стороны жизни и дольше цепляются за отрицательные чувства. Со временем это порождает у некоторых настоящий страх положительных эмоций. Например, они учатся не доверять чувству счастья, если влюбленность заканчивается разбитым сердцем.
Этот "страх счастья" оказывает на психику особенно разрушительное воздействие, пишет в своем недавнем исследовании команда американских ученых, возглавляемая Джессикой Брайант из Арканзасской службы здоровья ветеранов. Исследователей интересовало, не связано ли это чувство с предпочтением определенных форм терапии.
Ученые предложили примерно 700 студентам-психологам описания различных методов лечения депрессии и спросили, какой бы из них те выбрали, если бы им пришлось это делать. Среди вариантов была программа Positive affect treatment ("Лечение позитивным аффектом"), в которой пациенты должны планировать, выполнять и получать эмоциональное удовольствие от приятных занятий, и психодинамическая терапия. "Страх счастья" участников фиксировался с помощью утверждений вроде следующего:
Я бы предпочел не быть слишком счастливым, потому что за счастьем обычно следует печаль.
И действительно, эта черта сыграла важную роль в выборе гипотетического метода лечения. Те, кто боялся позитива, считали психодинамическую терапию более эффективной и предпочитали пройти ее. И наоборот: люди, у которых не было страха положительных эмоций, выбирали программу "Лечение позитивным аффектом".
Хотя в клинической практике обычно принято учитывать пожелания пациентов, однако в данном случае это может создавать проблемы, считает коллектив авторов. Ведь именно те депрессивные люди, которые боятся позитивных чувств, вероятно, больше всего выиграли бы от программы, разработанной и направленной именно на них.