Вещество MDMA, более известное как экстази, создает у людей чувства эмоциональной близости и эйфории. Вызывают их нейротрансмиттеры мозга: серотонин, допамин и окситоцин. Исследователи из Университета Джона Хопкинса сообщают в Current Biology, что осьминоги реагируют на наркотик совершенно так же: повышается интерес одиночных животных к контактам с собратьями.
Предыдущие исследования уже показали, что нейротрансмиттеры мозга далеко отстоящих друг от друга видов тоже похожи и должны быть очень древними. Об этом свидетельствует, например, сходство их воздействия на людей и осьминогов, которых эволюция разделила более 500 миллионов лет назад. Но могли ли и тогда аналогичные системы в мозге определять просоциальное (приносящее пользу другому индивиду или сообществу) поведение животных?
Чтобы понять это, команда Гюля Дёлена из Университета Джона Хопкинса в Балтиморе, исследовала генетические последовательности. Сравнение геномов человека и осьминога (Octopus bimaculoides) показало, что первоначальное место связывания рецептора с раздражителем MDMA в их организмах очень похоже. Это белок в мембране клеток мозга, к которому присоединяется нейротрансмиттер серотонин.
На следующем этапе исследователи проверяли, достаточно ли велико это сходство, чтобы экстази одинаково воздействовал на людей и одиночек-осьминогов, делая животных, практически не имеющих контактов с собратьями, более социальными. Под воздействием препарата интерес моллюсков к другим особям значительно вырос: они проводили представителями своего вида больше времени и чаще вступали с ними в непосредственный физический контакт, «исследовательский по природе» и не агрессивный.
Результаты показывают, что схемы мозга для просоциального поведения людей и осьминогов весьма похожи. Одиночество головоногих может быть обусловлено тем, что их общительность большую часть времени подавлялась естественными или какими-то другими обстоятельствами. Лишь для спаривания животные прерывают свое антисоциальное поведение, но только ненадолго.