Начало Курьезы Мыши-самцы ужасно боятся бананов

Мыши-самцы ужасно боятся бананов

Курьезы
Мыши-самцы ужасно боятся бананов

Некоторое время назад исследователи из Университета Макгилла изучали болевую чувствительность мышей и заметили одну странную вещь: когда беременных мышей-самок, которых использовали для другого эксперимента, держали рядом, самцы начали вести себя странно. Аспирант заметил тот факт, что они были «агрессивными» и имели «сверхвысокий болевой порог», когда беременные женщины находились в этом районе. Тот же эффект ученые получили с помощью бананов.

Это не только странная мышиная причуда, которая требует объяснения, но она также потенциально испортила результаты исследования и, возможно, даже результаты других, ранее опубликованных исследований, в которых ученые непреднамеренно исказили данные, оставив поблизости беременных мышей. Исследователи решили начать новый эксперимент для дальнейшего исследования.

Они сосредоточились на том факте, что грязной подстилки беременной самки было достаточно, чтобы дать самцам сверхчеловеческую (супермышиную?) терпимость к боли. Анализ их гормонального уровня также показал, что они испытывали всплеск стресса. В конце концов они выделили химическое вещество н-пентилацетат, который может появляться в моче самок мышей в качестве сигнала, на который реагировали самцы.

Совершенно случайно именно н-пентилацетат придает бананам характерный запах. Исследователи взяли в местном супермаркете немного бананового масла и облили им ватные шарики, чтобы проверить, окажет ли их присутствие тот же эффект. Действительно, банановый аромат повысил уровень гормонов стресса и снизил болевую чувствительность. В обоих случаях (моча и банан) эффект наступил в течение пяти минут и длился около часа.

Исследователи полагают, что этот гормональный всплеск напрямую связан с реакцией «бей или беги». Почему беременные мыши (и бананы) оказывают такое влияние на молодых, здоровых самцов? Потому что беременные мыши, вообще говоря, могут избить молодого самца мыши до полусмерти.

Мыши-самцы, особенно девственницы (которых исследователи называют «сексуально наивными»), имеют тенденцию пытаться убить младенцев. Грызуны в целом более склонны к детоубийству, чем нам хотелось бы. Самки многих видов будут поедать своих детей, если от чего-то они пахнут незнакомо или если у них одновременно родится слишком много детенышей. Между тем, самцы многих видов будут преследовать чужих детенышей. Были некоторые исследования, которые предполагают, что запаха незнакомого самца достаточно, чтобы заставить некоторых мамочек-грызунов перестать заботиться о своих детенышах, предположительно потому, что они предполагают, что какой-то самец собирается их съесть, и не хотят тратить на них энергию в это время.

Известно, что молодые самки без детенышей иногда нападают на детенышей других мышей. Они прекращают такое поведение, как только у них появляются собственные дети. Исследователи обнаружили, что целая область мозга успокаивается после того, как мышь рожает, и что химическая блокировка этого процесса может удержать молодых мышек от убийства, а его стимуляция может довести любую мышь до ярости, связанной с поеданием детенышей.

Исследования чилийского дегу, очаровательного грызуна, который гнездится большими социальными группами и не включает в меню детенышей, позволяют предположить, что существуют гены, которые делают этот вид более или менее склонным идти по пути детоубийства. Совместное гнездование могло возникнуть как альтернатива жестокой конкуренции самцов.

Вернемся к мышам: исследования показали, что ген под названием Trpc2 является важным фактором, определяющим, является ли мышь «родителем года» (или, по крайней мере, приличной няней) или детоубийственной скотиной. Самки, у которых отсутствует ген Trpc2, ведут себя как самцы, то есть бегают вокруг, беспокоя детенышей и пытаясь оседлать других взрослых мышей. Когда ученые создали самца мыши с активированным геном Trpc2, он отреагировал на появление странных детенышей, построив гнездо и осторожно поместив туда подкидышей.

Белок, который кодирует Trpc2, имеет решающее значение для того, чтобы животные могли чувствовать феромоны, что возвращает нас к банановому прецеденту.

По сути, исследователи пришли к выводу, что кормящие матери посылают этот химический сигнал, чтобы сказать: «Не связывайтесь со мной или моими детенышами, иначе я вас покалечу», а самцы научились его слушать или, по крайней мере, готовиться к бою не на жизнь, а на смерть.

Очевидно, что это открытие довольно странное и забавное, но оно также важно. Как и исследователи в этом открытии, многие ученые, изучающие поведение животных в лаборатории, непреднамеренно вводят переменные, которые искажают их данные. Исследователи отмечают, что женские феромоны, в частности, крайне недостаточно представлены в научной литературе. Самцов изучают с большей вероятностью, что является известной научной предвзятостью и огромной проблемой в реальном понимании того, как работают животные. Плюс, кто знает: возможно, даже неудачный выбор закуски аспиранта может коварно исказить результат эксперимента.