При разговоре с детьми двух-трех лет заметно, что они не понимают, почему другой человек что-то делает и не могут объяснить его поведение. Лишь примерно в четыре года они могут сказать, что кто-то думает, знает или замышляет. Модель психики человека (психологи еще называют эту способность теорией разума или пониманием сознания), видимо, полностью созревает лишь к четырем годам.
Команда Шарлотты Гросс Висманн из Института познания и нейронаук им. Макса Планка (Лейпциг) оснастила трехлетних детей датчиками движения глаз. Им показали фильм, в котором кошка видит мышь, исчезающую в коробке. Когда хищница поворачивается к ней спиной - грызун проскальзывает в соседнюю. Взгляды малышей показали их ожидание, что кошка побежит к пустой коробке. Если же детей спрашивали, где она будет искать мышь, те чаще указывали на другую.
Статья с объяснением этого вышла в PNAS. Ученые обосновывают свои результаты сканами мозга 38 из 60 испытуемых. Исходя из них, для понимания чужого сознания мозг использует два независимых друг от друга метода обработки, окончательно формирующиеся в разное время. Если эта способность развита, дети могут объяснить: «Кошка ищет в пустой коробке, потому что она не видела, как мышь перебежала к другой». Сканирование показало, что эта способность сопровождается увеличением толщины височно-теменной области мозга и предклинья.
Исследователи пишут, что неявная теория сознания доступна детям гораздо раньше. У них были ожидания относительно чужого поведения, которые малыши осознать не могли. Психологи их обнаружили лишь с помощью датчиков движения глаз. На сканах мозга эта способность сопровождалась созреванием коры головного мозга в супрамаргинальной извилине.
По мнению лейпцигских ученых, в первые три года жизни дети, видимо, еще не понимают, о чем думает другой человек, и что это может быть неправильно. Вероятно, в раннем детстве есть механизм, позволяющий ребенку просто перенимать взгляд другого. На этом этапе развития он просто вынужден принять то, что знают и видят родители.
Лишь в четыре года дети понимают, что думают другие
Лишь в четыре года дети понимают, что думают другие