Способность заниматься математикой глубоко укоренилась в мозге человека. В нем есть области, сети и нейроны, участвующие в распознавании величин и числовых значений. Важную роль в этом играет правое полушарие. У математиков реакция мозга еще более выражена: при размышлениях над задачами в их мозге возникает целая сеть связанных областей.
Математические навыки формируются путем сложного взаимодействия между генами и окружающей средой. 60 % их различий связаны с генетической предрасположенностью, поэтому способности к математике часто проявляются в семьях.
Выявляя связи между предполагаемыми математическими генами и структурой мозга детей до того, как их начнут обучать математике, немецкие ученые исследовали 178 детей 3-6 лет. С помощью магнитно-резонансной томографии они сравнили объем серого вещества в их мозге, особенно в областях тесно связанных с математическими навыками. В 7-9 лет эти дети прошли стандартный математический тест.
Исследователи обнаружили, что у детей, носителей гена ROBO1, значительно больше серого вещества в задней части правой теменной коры и более выражена внутрипариетальная борозда, прилегающая область головного мозга, которые считаются центром обработки чисел. Они формируют важную основу для решения математических задач более высокого порядка. Различия в объеме в этой области мозга могут объяснить, почему некоторые маленькие дети лучше распознают количества, чем другие.
По мнению ученых, наличием гена ROBO1 объясняется до 20 % наших математических навыков. Его эффект проявился и в школьном возрасте: носители этого гена на втором году обучения намного лучше выполняли задания стандартных математических тестов, чем их остальные сверстники.
Эти результаты подтверждают, что математический талант зарождается в раннем детстве - задолго до того, как ребенок сможет решать свои первые арифметические задачи. У таких детей уже тогда есть в мозге более развитый математический центр. При соответствующей поддержке родителей и школы этот талант может полностью развиться.