Исследование показало, что пятилетние дети считают более стройных людей более счастливыми, чем люди с избыточным весом. Но ум с весом и следовательно, счастьем никак не ассоциируется.
Согласно результатам исследования, опубликованного в журнале BMC Pediatrics, уже в пятилетнем возрасте дети воспринимали стройные фигуры как более привлекательные и счастливые, чем полные.
В ходе социализации маленькие дети начинают усваивать стандарты красоты, которые диктуют, какие типы тел являются привлекательными. Культурные нормы, смоделированные родителями и сверстниками, помогают формировать эти идеалы, и исследования показывают, что дети уже в дошкольном возрасте отдают предпочтение стройным или средних пропорций телам и не склонны предпочитать толстые тела. Эти предпочтения могут иметь серьезные последствия. Например, телесная стигматизация может повлиять на выбор детьми товарищей по играм в школе и отношения в дальнейшей жизни.
В своем исследовании Малгожата Липовска и ее команда хотели глубже изучить представления детей об идеалах красоты, задаваясь вопросом, ассоциируют ли дети пропорции тела со счастьем. Чтобы изучить это, исследователи сначала набрали выборку из 680 пятилетних детей из польских дошкольных учреждений.
Дошкольникам была показана таблица с тремя рисунками мужских силуэтов и тремя рисунками женских силуэтов. Силуэты были либо стройными, с нормальным весом, либо с избыточным весом, и детей просили выбрать, какой из силуэтов лучше всего соответствует определенным описаниям. В частности, они выбрали, какой мужчина/женщина самый красивый/красивая, самый умный, самый счастливый, самый приятный, зарабатывает больше всего денег и работает в самом крутом месте. Эти вопросы служили для оценки того, как дети связывают размер тела с социальным успехом/счастьем. Рисунок фигурки зарабатывал балл каждый раз, когда ее выбирали, а окончательный балл отражал, насколько счастливой дети воспринимали эту фигурку.
Результаты показали, что стройные силуэты и силуэты с нормальным весом (будь то мужские или женские) с одинаковой вероятностью выбирались как наиболее привлекательные как мальчиками, так и девочками. С другой стороны, полные силуэты реже всего выбирались как наиболее привлекательные.
Кроме того, дети ассоциировали более привлекательные фигуры с большим счастьем. Сравнивая общие оценки счастья для каждого типа телосложения, исследователи обнаружили, что люди с избыточным весом получили самые низкие оценки как у мальчиков, так и у девочек. Иными словами, дошкольники выбирали силуэты худощавого и нормального телосложения как наиболее привлекательные и самые счастливые.
Интересно, что были некоторые гендерные различия для конкретных описаний. Когда детей просили выбрать, какой силуэт был самым счастливым, девочки оценили стройные женские силуэты и женские силуэты нормального веса как одинаково счастливые, а мальчики выбрали стройные женские силуэты как самые счастливые. Это может указывать на то, что у молодых девушек могут быть более здравые стандарты в отношении веса женщин. Девочки также считали, что мужчины с нормальным весом зарабатывают больше всего денег, и они с большей вероятностью сделают этот выбор, чем мальчики. Наконец, девочки чаще, чем мальчики, считали мужчину с избыточным весом самым приятным, в то время как мальчики чаще, чем девочки, считали худощавого мужчину самым приятным.
Когда дело дошло до оценки того, какая фигура была самой умной, дети, похоже, не связывали внешность с подтянутостью, особенно в отношении женских силуэтов. «Не было никаких существенных различий между оценками того, что разные типы женского телосложения считаются мудрыми», объясняют Липовска и ее коллеги. «Видеть женщину красивой никак не ассоциировалось с восприятием ее как «мудрого» человека. Таким образом, можно сделать вывод, что стереотип «если она красивая, то менее умная» присутствует у детей уже в возрасте пяти лет».
Авторы исследования отметили: их результаты дополняют существующие доказательства того, что маленькие дети отдают предпочтение худощавым телам с нормальным весом по сравнению с телами с избыточным весом. Эти стандарты красоты во многом создаются средствами массовой информации, где женщины боготворят худобу, а мужчины боготворят мускулистость. Дети, кажется, усваивают эти стандарты и растут, чтобы ассоциировать идеальные типы телосложения с большим счастьем.
Исследователи отмечают, что все дети, участвовавшие в исследовании, были одного возраста (пять лет), и результаты могут не распространяться на дошкольников других возрастов.
Исследование «Исключает ли ожирение счастье? Представления детей дошкольного возраста о счастье, связанном с красотой» написали Малгожата Липовска, Мариуш Липовски, Наташа Косаковская-Березецкая, Дорота Дыкальская, Ариадна Лада-Масько и Бернадетта Изидорчик.