Бенито Муссолини был диктатором, но, по крайней мере, заставлял поезда ходить вовремя. По крайней мере, так говорили. Диктаторов часто считают плохими, но эффективными. Официальные данные о ВВП подтверждают эту точку зрения. С 2002 года средние показатели экономического роста в автократиях были в два раза выше, чем в демократиях. Но только на бумаге, открыло исследование ночных огней.
Но на самом деле поезда при Муссолини часто опаздывали, а управление экономикой диктаторов может быть не таким эффективным, как они утверждают. Новое исследование показывает, что автократы сильно преувеличивают экономический рост своих стран.
В рецензируемой статье, которая будет опубликована в этом месяце, экономист Луис Мартинес исследовал показатели роста ВВП диктаторов. Для этого он сначала получил данные о яркости ночных огней в странах, измеренные с помощью спутников, что является известным показателем ВВП. Он объединил ее с данными аналитического центра Freedom House о политических системах стран. Предполагая, что наиболее демократические страны сообщают точные цифры роста, он затем использовал спутниковые данные, чтобы оценить, занижают или завышают ли другие страны свои показатели.
Данные показали, что сообщаемый диктаторами ВВП, как правило, рос намного быстрее, чем можно было бы предположить по спутниковым снимкам их стран. Это нельзя было объяснить тем, что их экономика основывалась на отраслях, отличных от других стран, или тем, что люди там имели более низкие средние доходы.
Любопытные закономерности в данных предполагают манипуляцию как причину. Г-н Мартинес обнаружил, что несоответствие между данными со спутников и данными о ВВП не проявлялось в диктатурах до тех пор, пока они не становились слишком богатыми, чтобы получать некоторые виды помощи: это проявлялось только тогда, когда правительства не отказывались от денег. Несоответствия были наиболее распространены в тех частях показателей ВВП, которыми легче всего манипулировать, таких как инвестиции и государственные расходы, и были больше, когда рост этих стран был низким по сравнению с другими. И по мере того, как страны приближались к диктатуре или удалялись от нее, их статистика становилась более или менее подозрительной.
Различия между зарегистрированными и расчетными темпами роста ВВП были большими. В то время как другие обнаружили аналогичные отношения, г-н Мартинес смог, используя спутниковые данные до 2013 года, более точно оценить погрешность. В обновленных данных, которые он представил, совокупный рост ВВП в период с 2002 по 2021 год в «несвободных» странах сократился почти вдвое: со 147% до 76%.
Объяснение, вероятно, простое: возможность и мотив. Часть того, что делает диктатуры диктатурами, заключается в том, что подвергать сомнению официальную линию опасно. В то же время у автократических режимов есть сильный стимул сообщать о здоровом росте: его отсутствие может быть воспринято как признак некомпетентности или слабости, что диктаторы не могут себе позволить.
Подчиненные автократов сталкиваются с аналогичными стимулами. В связанном исследовании Джереми Уоллес, исследователь, также обнаружил неверную отчетность китайских провинций. Как он отмечает, просочившаяся в 2007 году американская дипломатическая телеграмма раскрыла точку зрения Ли Кэцяна, премьер-министра, а затем партийного секретаря провинции. Он с улыбкой сказал, что цифры ВВП даны «только для справки»: вместо этого он полагался на косвенные данные, такие как потребление электроэнергии.
Как и их лидеры, граждане в диктатурах часто предполагают, что им лгут. Остальной мир настроен так же скептически.