Татуировки на пояснице могут показаться модой начала 21-го века, популяризированной знаменитостями в джинсах с низкой посадкой, но новые археологические находки египетских мумий показывают, что этому тренду более трех тысячелетий.
На месте Нового царства Дейр-эль-Медина (1550–1070 гг. до н. э.) исследователи Энн Остин и Мари-Лис Арнетт обнаружили, что татуировки на древнем теле и татуированные фигурки из этого места, вероятно, связаны с древнеегипетским богом Бесом, по тогдашним верованиям, защищавшим женщин и детей, особенно во время родов.
Дейр-эль-Медина находится на западном берегу Нила, напротив места археологических раскопок Луксора. Французская команда начала раскопки в 1922 году, примерно в то же время, когда была найдена гробница Тутанхамона. Известное в период Нового царства как «Место истины» (Сет-Маат), это было спланированное сообщество, большой район с прямоугольными улицами и жильем для рабочих, ответственных за строительство гробниц египетских правителей. В то время как мужчины уходили на несколько дней, чтобы работать над гробницами, женщины и дети жили в деревне Дейр-эль-Медина. Важной особенностью этого места является так называемая Великая яма, древняя свалка, полная платежных документов, квитанций и писем на папирусе, которые помогли археологам лучше понять жизнь простых людей.
Но ничего из найденного в Великой Яме не упоминает о татуировках, поэтому обнаружение по крайней мере шести татуированных женщин в Дейр-эль-Медине было неожиданным. «Доказательства наличия татуировок могут быть редкими и трудными, потому что вам нужно найти сохранившуюся и обнаженную кожу», пояснила ведущая автор исследования, биоархеолог из Университета Миссури в Сент-Луисе Энн Остин. «Поскольку мы никогда не стали бы разворачивать мумифицированных людей, наши единственные шансы найти татуировки – когда грабители оставили кожу обнаженной, и она все еще присутствует, чтобы мы могли увидеть ее тысячелетия после смерти человека».
Новые доказательства, которые обнаружила Энн Остин, были получены из двух гробниц, которые она и ее команда исследовали в 2019 году. Среди останков из одной гробницы была левая бедренная кость женщины средних лет. На сохранившейся коже были видны узоры темно-черной окраски, создающие изображение, которое, если бы оно было симметричным, проходило бы по нижней части спины женщины. Слева от горизонтальных линий татуировки находится изображение Беса и чаши, образы, связанные с ритуальным очищением в течение нескольких недель после родов.
Вторая татуировка принадлежит женщине средних лет, обнаруженной в соседней могиле. При этом инфракрасная фотография выявила татуировку, которую трудно увидеть невооруженным глазом. Реконструкция этой татуировки показывает виджат, или Глаз Гора, и возможное изображение Беса в короне с перьями. Оба изображения предполагают, что татуировка была связана с защитой и исцелением. По словам Энн Остин, зигзагообразная линия может представлять собой болото, которое древние медицинские тексты, связанные с охлаждающими водами, использовали для облегчения боли при менструации или родах.
Кроме того, три глиняные фигурки, изображающие женские тела, которые были найдены в Дейр-эль-Медине несколько десятилетий назад, были повторно исследованы соавтором исследования Мари-Лис Арнетт, египтологиней из Университета Джона Хопкинса в Балтиморе, которая предположила, что они также показывают татуировки на нижней части спины и верхней части бедер с изображением Беса.
Исследователи пришли к выводу: «при сопоставлении с артефактами и текстами Нового Царства эти татуировки и изображения татуировок могли быть визуально связаны с образами, относящимися к женщинам как к сексуальным партнерам, беременным, акушеркам и матерям, участвующим в послеродовых ритуалах и использоваться для защиты матери и ребенка».
Биоархеолог из Университета Саутгемптона в Великобритании Соня Закржевски, не участвовавшая в исследовании, отметила, что найденные татуировки чрезвычайно сложны по сравнению с более ранними египетскими татуировками и что изображения беременных крайне редки в египетском искусстве. Поскольку деторождение и плодородие почвы были связаны для древних египтян, Соня Закжевски предположила, что эти татуировки с защитными изображениями – что-то вроде портативных магических амулетов.
По словам Энн Остин, татуировки в Дейр-эль-Медине даже более распространены, чем предполагалось, хотя неизвестно, насколько широко они могли быть распространены в других частях Египта в тот период. «Я надеюсь, что больше ученых найдут доказательства татуировок, чтобы мы могли увидеть, является ли то, что происходит в этой деревне, уникальным или частью более широкой традиции древнего Египта, которую мы просто еще не обнаружили», сказала она.