Ограничение нашего внимания означает, что мы не замечаем каждый отдельный звук. Однако новые исследования показывают, что мы почти всегда обращаем внимание на человеческий голос.
Какие звуки вы слышите в офисе? Звуки печатания на клавиатуре, копировальных аппаратов, уведомления соцсетей и мессенджеров, шаги в коридоре.
Научная сотрудница Центра междисциплинарных исследований ритма, времени и движения RITMO Мерве Акча исследует человеческое внимание и восприятие звука.
«Мы неплохо слышим разные источники звука и отличаем их друг от друга. Может быть, вы можете сказать, какая обувь у кого-то, слушая их шаги, или даже догадаться, кто их носит», говорит Акча. В офисе с открытой планировкой мы можем игнорировать некоторые звуки и сосредоточиться на том, что для нас важно. «Нам нравится думать, что это то, что мы можем сделать. Но мы знаем, что есть предел объему информации, на который мы можем обратить внимание».
Один из этих пределов называется в когнитивной психологии «морганием внимания» и в основном используется для того, чтобы выяснить, что мы можем обнаружить визуально. Акча описывает моргание как ограничение внимания, когда изображения остаются незамеченными, а звуки не слышны.
«Ваше внимание закрывает глаза, образно говоря. Когда мы обращаем внимание на информацию, которая приходит в быстрой последовательности, есть короткое окно, когда наша система внимания, кажется, временно дает сбой», говорит она. «Предполагается, что окно, в котором мы пропускаем информацию, составляет от двухсот до пятисот миллисекунд. Так что в потоке разных звуков вы не заметите те звуки, которые следуют друг за другом в пределах этого окна».
Акча хотела выяснить, неизбежен ли предел нашего внимания не только тогда, когда мы видим изображения, но и когда мы слышим звук.
«Человеческий голос – это звук, который интересно протестировать в этом контексте, потому что он особенный для нас. Например, мы знаем, что много информации передается нам через голос», говорит Акча.
Этой осенью она защитит докторскую диссертацию «Внимательность к звукам в мгновение ока», в которой исследует, меньше ли человеческие голоса, среди прочих звуков, подвержены влиянию нашего предела внимания.
«Голос дает нам много подсказок о том, кто человек, о поле и эмоциях, среди прочего. Мы создаем отношения и общаемся через них. Предыдущие исследования говорят, что распознавание голоса начинается еще до рождения. Таким образом, человеческий голос может быть слишком важным для нас звуком, чтобы его игнорировать», объясняет Акча.
Чтобы выяснить, могут ли отдельные факторы, такие как музыкальность, влиять на предел внимания, участников исследования разделили на две группы виолончелистов: экспертов и новичков.
Целевыми звуками, которые должны были обнаружить участники, были гласные человеческого голоса и тона виолончели. Они были сыграны вместе с использованием чистого тона, звука органа и отвлекающих фоновых звуков современной среды и белого шума.
«Виолончель была выбрана из-за ее сходства с человеческим голосом. Участники слышали серию коротких звуков, которые воспроизводились очень быстро. Среди двадцати различных звуков они должны были обратить внимание на два целевых звука и сообщить, что они слышали звук человеческого голоса», объясняет Акча. Затем исследователи обнаружили, что музыкальность влияет на способность воспринимать инструментальные тона. «Виолончелисты, считавшиеся экспертами, хорошо улавливали все звуки, включая собственный инструмент, орган и человеческий голос».
Однако для группы новичков звук виолончели терялся в моргании внимания, когда звуки следовали друг за другом в быстрой последовательности. Когда между звуками была большая продолжительность, им удавалось их услышать.
«Это показывает, что у опытных виолончелистов больше внимания при обнаружении звуков собственного инструмента», говорит Акча. «Что касается человеческого голоса, то участники, независимо от их музыкального опыта, смогли обнаружить звук, даже когда звуки следовали друг за другом в быстрой последовательности. Участникам было легко распознать человеческий голос и чистый тон. Объяснение может заключаться в том, что чистый тон акустически легко услышать, а человеческий голос имеет свое эволюционное значение».
Исследование показало, что продолжительность звука влияет на то, насколько хорошо его воспринимают участники.
Участники слышали звуки длительностью 90 и 30 миллисекунд. Тестируя разную продолжительность, они смогли сравнить результаты. В исследовании, когда контролировалась музыкальность, продолжительность не влияла на то, насколько хорошо участники исследования слышали звуки.
«В исследовании, где участники различались по уровню музыкальности, они также распознавали тона с наименьшей продолжительностью. Было восхитительно видеть, что можно распознавать и обнаруживать звуки такой короткой продолжительности», говорит Акча.