Команда Робина Самуэльссона из Университета Уппсалы наблюдала за игровым поведением 30 детей в двух разных дошкольных учреждениях. В первом — за детьми 4-5 лет, во втором - за двухлетними малышами, причем в обоих игры с iPad — часть повседневной жизни дошкольников.
Ученые снимали маленьких испытуемых на видео и анализировали, чем их игры с планшетами отличаются от игр с классическими игрушками, например со строительными кубиками. Игры были двух категорий: исследовательские (познавательные) и воображаемые (основанные на фантазии). В первых дети изучали окружающую среду, пробуя разные вещи и собирая информацию об игрушках. Во вторых, творческих, участники использовали воображение для ролевых игр, например в "дочки-матери".
Самуэльссон и его коллеги наблюдали "преобладание исследовательской игры на айпадах и воображаемой — в нецифровых играх". Среди двухлетних малышей была заметна исследовательская игра с гаджетом, например, они знакомились с различными функциями, пунктами меню и камерой, а четырех-пятилетние дети пробовали новые приложения.
Дошкольники проводили исследовательские игры и в нецифровом мире, например, проверяли, насколько хорошо могут плавать разные предметы. Но доля творческих игр, основанных на воображении, была здесь значительно выше. Особой популярностью пользовались различные виды ролевых игр. Например, дети помладше катали своих кукол в коляске, а более старшие изображали Бэтмена или полицейского.
Практически не было творческих форм игры при использовании айпада, лишь малыши формулировали сообщения с помощью эмодзи. В цифровом мире преобладала исследовательская игра, а в "реальном" — творческие игровые формы. При этом ученые предупреждают:
Однако склонность к исследовательским формам игры не следует отождествлять с неполноценностью воображаемых форм игры — [это] сравнимо с тем, что делают дети, складывая строительные кубики или вращая волчки.
В обоих случаях дети пробуют новые вещи и учатся на них. Отличаются средства достижения цели, но, поскольку обе формы игры для них важны, цифровые не уступают по своей сути аналоговым. Поэтому использование планшетов у детей дошкольного возраста не следует демонизировать, как и забывать, что исследование может происходить за счет более творческих форм игры.