Российская нефть Urals в этом месяце продавалась основному покупателю, Индии, по цене ниже себестоимости, сообщили агентству Рейтер четыре источника на рынке.
Запрет ЕС на импорт российской нефти с 5 декабря вынудил власти РФ искать альтернативные рынки, главным образом в Азии, для продажи около 1 млн добываемых в РФ баррелей в день.
По словам двух трейдеров, действия Запада привели российских производителей к жесткой конкуренции друг с другом и с поставщиками из Азии, Европы и Ближнего Востока. Индия стала основным рынком сбыта российской морской нефти марки Urals. По некоторым сделкам в этом месяце цена на нефть марки Urals в индийских портах, включая страхование и доставку судном, упала в некоторых случаях ниже общей себестоимости, если вычесть налоги в бюджет РФ. При этом и фрахтовые ставки для РФ выросли до $11-19 за баррель по сравнению с менее чем $3 до февраля и примерно в два раза выше, чем в середине года.
Расчеты агентства Рейтер показали, что скидки на нефть сорта Юралс в западных портах России для продажи в Индию по некоторым сделкам выросли до $32-35 за баррель, если в цену не включен фрахт.
Стоимость эталона Dated Brent в начале декабря колебалась ниже $80 за баррель, в то время как расчетная стоимость российской нефти для производителей, включая затраты на добычу, налоги и транспортировку до экспортных портов, составляла около $15-45 за баррель, заявил на прошлой неделе замминистра энергетики Павел Сорокин.
По словам источников агентства Рейтер, российские нефтяные компании получают доходы $40-45 с барреля, но из них платят $20-30 налогов на добычу полезных ископаемых, $6 экспортной пошлины на нефть и $5,5-6 за прокачку нефти из Западной Сибири до балтийских портов.
По словам трейдеров, российские поставщики нефти пытаются обеспечить транспортировку нефти Urals в Индию самостоятельно, используя собственные суда и партнеров по доставке, что может снизить транспортные расходы. Но многие производители нефти по-прежнему полагаются на торговые фирмы, а это означает, что им приходится делиться любой прибылью, которую они имеют.
Индия, второй по величине потребитель нефти в Азии, имеет больше возможностей для покупки нефти марки Urals, чем Китай, из-за более короткого пути транспортировки, а ее нефтеперерабатывающие заводы хорошо приспособлены для переработки российской нефти.
Кроме того, Нью-Дели признает корабли и страховое покрытие, предоставляемые российскими организациями, которые больше не признаются в Европе.
Поставки Urals в Индию в ноябре выросли как минимум до 3,7 млн т и достигли рекордных 53,2% от общего объема погрузок сорта через морские порты в прошлом месяце, свидетельствуют данные Refinitiv Eikon.
Согласно данным, полученным из торговых источников, в ноябре Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Индию, заменив Ирак.
«Рынок переполнен нефтью Urals. Ее много. Многие трейдеры предлагают нефть марки Urals с поставкой как в декабре, так и в январе», сказал источник на индийском нефтеперерабатывающем заводе. Ни один из источников не может быть назван, поскольку они не уполномочены общаться с прессой.