Начало Наука Связь нежелания двигаться с кишечным микробиомом

Связь нежелания двигаться с кишечным микробиомом

Связь нежелания двигаться с кишечным микробиомом

Судя по исследованиям на мышах, кишечные бактерии определяют, доставляют ли физические упражнения удовольствие, сообщает в Nature команда Кристофа Тайсса из Пенсильванского университета. Микробиологи определили два типа кишечных бактерий, которые побуждают грызунов продолжать бег, и изучили около 200 лабораторных мышей.

У животных были не только максимально возможные генетические отличия, но и различное стремление двигаться: одни за два дня преодолевали в колесе или на беговой дорожке более 30 км, а другие - всего пять. Причем у активных и ленивых не было существенных различий в генетике. Но после лечения антибиотиками любители бега хотели тренироваться вдвое меньше, чем раньше. У ранее подвижных мышей снизились активность ряда генов мозга и уровень дофамина, который связан с «кайфом бегуна».

Выяснилось, что «безмикробные» грызуны становятся более активными, когда им дают кишечные микробы ленивых мышей. Бактерии посылают сигнал, который разрушает фермент, вызывающий в мозге расщепление дофамина, и он накапливается в центре вознаграждения. Тайсс объясняет это связью между кишечной флорой и особой областью мозга, полосатым телом, имеющим решающее значение для мотивации: микробиом производит продукты метаболизма, которые распознаются нейронами в кишечнике:

«Эти нейроны активируются во время физических упражнений, а молекулы микробиома усиливают эту активацию. Затем сенсорные нейроны шлюют сигнал в мозг, что приводит к росту уровня дофамина в полосатом теле».

Следовательно, две кишечные бактерии мышей влияют на уровень дофамина, который в отсутствие Coprococcus eutactus и Eubacterium rectal ослабевает. Ощущение удовольствия от физической активности снижается и теряется мотивация. Если подобная связь будет доказана у людей, то в будущем могут появиться таблетки для усиления желания бегать и улучшения спортивных результатов. Не участвовавший в исследовании микробиолог Александар Костич пишет в Science:

«Новая работа показывает, насколько важен микробиом для физической активности, и устанавливает новую связь между кишечником и мозгом».