С момента запуска более десяти лет назад роботы-консультанты – онлайн-сервисы, предлагающие консультации на основе алгоритмов, например, финансовые и инвестиционные, превратились в отрасль, которая ворочает триллионами долларов. Если не на порядок больше.
Только в сфере личных финансов роботы-консультанты в 2020 году управляли $460 млрд, на 30% больше, чем в 2019 году. Некоторые аналитики предсказывают, что к 2024 году роботизированное инвест-консультирование станет индустрией с оборотом в $1,2 трлн.
«Исторически у инвесторов было два варианта управления своими инвестициями. Они могут сделать это сами через что-то вроде онлайн-брокера, или вы можете работать с финансовым консультантом», сказал Брайан Конкэннон, глава цифрового консультанта Vanguard. «С появлением роботов-консультантов есть третий вариант – объединить преимущества профессионального управления капиталом и советов с удобством полностью цифрового приложения».
Внезапный рост популярности роботов-консультантов стал возможен благодаря огромному интересу и поддержке со стороны поколений миллениалов и зумеров. Согласно недавнему опросу Vanguard, миллениалы в два раза чаще, чем молодые бэби-бумеры, рассматривают возможность использования роботов-консультантов для инвестиций.
«Я считаю, что есть вещи, которые технологии или алгоритмы могут делать лучше, чем люди», сказал Тейлор Крейн, клиент робота-консультанта. «И у меня нет проблем с тем, чтобы доверить это программному обеспечению».
Скептики не ожидают, что роботы-консультанты полностью заменят людей-консультантов в ближайшем будущем.
«Очевидно, что всегда будет отсутствовать человеческий фактор», сказал Джейсон Снайп, главный инвестиционный директор Odyssey Capital Advisors. «Моей проблемой всегда будет эмоциональный отклик. Возьмем ситуацию, как в прошлом году, когда мы переживаем Covid-19, и рынки сильно и резко меняются. ... Вы не можете говорить с техникой, верно?».
Чтобы бороться с этим, многие компании, занимающиеся роботизированными консультантами, включая Betterment и Vanguard, начали предоставлять возможность гибридных услуг, сочетающих человеческие и цифровые консультации.
«Некоторые инвесторы, которых мы видим, жаждут подтверждения со стороны финансового консультанта», сказал Конкэннон. «Поэтому для этих инвесторов возможность снять трубку телефона и провести видеоконференцию с финансовым консультантом, обсудить свои потребности и желания имеет невероятно большое значение для обеспечения спокойствия, в котором они так отчаянно нуждаются».
Время на стороне индустрии роботов-консультантов, поскольку технологии продолжают совершенствоваться, а молодое поколение накапливает больше денег.
«Какое-то сочетание этих двух факторов, вероятно, и есть то, к чему мы движемся в будущем», сказал Снайп. «Роботизированному пространству есть куда расти. Оно, очевидно, будет модифицироваться и меняться и станет еще более изощренным».