На авиацию приходится около 2% глобальных выбросов углекислого газа, а если добавить другие загрязняющие газы, то и все 3% всего глобального потепления, вызванного деятельностью человека. Однако решение этой проблемы уже существует.
Один из способов уменьшения воздействия авиационной промышленности на климат – использование новых видов топлива. Эти альтернативы, часто называемые устойчивым авиационным топливом (SAF), производятся из самых разных источников и могут в значительной степени использоваться на существующих самолетах. Они могут стать ключом к тому, чтобы помочь этому сектору достичь климатической цели: к 2050 году свести выбросы углекислого газа к нулю.
Новая политика как ЕС и США способствует продвижению этих видов топлива, а авиакомпании, как минимум, проводят рекламные кампании, в которых рассказывается об их усилиях в этой сфере.
Сегодня самолеты в основном сжигают реактивное топливо, проще говоря, керосин. Альтернативные виды топлива имеют тот же основной химический состав, что и ископаемые виды топлива. Разница в том, что SAF получают из возобновляемых источников.
Биотопливо поступает из ряда биологических источников. Некоторые из них производятся из отходов, таких как использованные кулинарные масла, сельскохозяйственные отходы или мусор на свалках, другие – из сельскохозяйственных культур, выращенных специально для топлива, от кукурузы до пальм и проса.
Изготовление топлива из биологических источников требует измельчения сложных химических структур, которые растения создают для хранения энергии. Жиры и углеводы можно разбить на более мелкие части и очистить, иногда используя существующие нефтеперерабатывающие заводы, чтобы получить простые цепочки богатых углеродом молекул, которые являются основным ингредиентом реактивного топлива.
С другой стороны, электротопливо (также называемое электронным топливом) начинается не с растений, а с двух основных строительных блоков: водорода и углекислого газа. Хотя и то, и другое может поступать из различных источников, наиболее благоприятный для климата способ производства электронного топлива начинается с водорода, который был получен путем расщепления воды на составные элементы с использованием возобновляемой электроэнергии, а также двуокиси углерода, которая была извлечена из атмосферы. Затем они объединяются и трансформируются в химических реакциях, приводимых в действие электричеством.
Производство электронного топлива сегодня обходится дорого, потому этот процесс до сих пор не получил распространения в коммерческих масштабах. Но эксперты говорят, что для достижения своей цели к 2050 году авиации в значительной степени придется полагаться на них. Они наиболее эффективно сокращают выбросы углекислого газа и не ограничены логистикой поставок или сбора, как топливо, изготовленное из растений или отходов.