Начало Наука Популярный заменитель сахара оказался разрушителем ДНК

Популярный заменитель сахара оказался разрушителем ДНК

Популярный заменитель сахара оказался разрушителем ДНК

Новое исследование показало, что химическое вещество, образующееся при переваривании широко используемого подсластителя, является «генотоксичным», то есть разрушает ДНК. Это химическое вещество также содержится в следовых количествах в самом подсластителе.

Речь идет о сукралозе, широко используемом искусственном подсластителе, продаваемом под торговой маркой Splenda. Предыдущая работа той же исследовательской группы установила, что после приема сукралозы в кишечнике вырабатывается несколько жирорастворимых соединений. Одним из таких соединений является сукралоза-6-ацетат.

«Наша новая работа устанавливает, что сукралоза-6-ацетат является генотоксичным», говорит Сьюзен Шиффман, автор исследования и адъюнкт-профессор совместного факультета биомедицинской инженерии в Университете штата Северная Каролина и Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл. «Мы также обнаружили, что следовые количества сукралозы-6-ацетата можно найти в готовой сукралозе, даже до того, как она будет употреблена и метаболизирована. Для сравнения, у Европейского агентства по безопасности пищевых продуктов порог токсикологической опасности для всех генотоксичных веществ составляет 0,15 микрограмма на человека в день», говорит Шиффман. «Наша работа показывает, что следовые количества сукралозы-6-ацетата в одном ежедневном подслащенном сукралозе напитке превышают этот порог. И это даже не учитывает количество сукралозы-6-ацетата, образующегося в виде метаболитов после того, как люди потребляют сукралозу».

Для исследования исследователи провели серию экспериментов in vitro, подвергая клетки крови человека воздействию сукралозы-6-ацетата и отслеживая маркеры генотоксичности.

«Короче говоря, мы обнаружили, что сукралоза-6-ацетат генотоксичен и эффективно разрушает ДНК в клетках, подвергшихся воздействию химического вещества», говорит профессор Шиффман.

Исследователи также провели тесты in vitro, в ходе которых ткани кишечника человека подвергались воздействию сукралоза-6-ацетата.

«Другие исследования показали, что сукралоза может негативно влиять на здоровье кишечника, поэтому мы хотели посмотреть, что там может происходить», говорит профессор Шиффман. «Когда мы воздействовали сукралозой и сукралозо-6-ацетатом на эпителиальные ткани кишечника, выстилающие стенку кишечника, мы обнаружили, что оба химических вещества вызывают "протекающую кишку". По сути, они делают стенку кишечника более проницаемой. Химические вещества повреждают "плотные соединения" или интерфейсы, где клетки в стенке кишечника соединяются друг с другом.

«Дырявая кишка проблематична, потому что это означает, что вещества, которые обычно вымываются из организма с фекалиями, вместо этого просачиваются из кишечника и всасываются в кровоток».

Исследователи также изучили генетическую активность клеток кишечника, чтобы увидеть, как они реагируют на присутствие сукралоза-6-ацетата.

«Мы обнаружили, что клетки кишечника, подвергшиеся воздействию сукралозы-6-ацетата, имеют повышенную активность генов, связанных с окислительным стрессом, воспалением и канцерогенностью», говорит профессор Шиффман. «Эта работа вызывает множество опасений по поводу потенциального воздействия сукралозы и ее метаболитов на здоровье. Пришло время пересмотреть безопасность и нормативный статус сукралозы, поскольку появляется все больше доказательств того, что она несет в себе значительный риск. По крайней мере, я призываю людей избегать продуктов, содержащих сукралозу. Это то, что вы не должны есть».