Исследование на мышиной модели выявило, что слишком высокая концентрация антимюллерова гормона (сокр. АМГ) мешает созреванию фолликулов и предотвращает овуляцию.
Поэтому команда Линдси Вансандт из Цинциннати разработала новый подход к контролю рождаемости у кошек, создав измененную версию кошачьего гена AMH, которая вызывает выработку АМГ в негормонально активных клетках.
Модифицированный ген AMH ввели в клетки шести взрослых кошек вирусным вектором, успешно применявшимся для генной терапии людей. Половина животных получила высокую дозу, остальные - низкую. Три другие кошки составляли контрольную группу. Ученые не обнаружили никаких значительных побочных эффектов.
Анализы крови кошек показали, что одна инъекция генной терапии принуждает их мышцы вырабатывать АМГ, который в норме производится в яичниках и увеличивает общий уровень АМГ в сотни раз. Остальные показатели крови, включая уровень других половых гормонов, практически не изменились.
В ходе эксперимента кот-самец спаривался с девятью кошками по два раза за четыре месяца. После обеих фаз спаривания кошки из контрольной группы родили от двух до четырех здоровых котят каждая. Из шести кошек, получивших генную терапию, четыре не проявили интереса к спариванию, а две, спаривавшиеся с самцом несколько раз, не забеременели.
Следовательно, увеличенный выше нормы уровень АМГ подавляет овуляцию и приводит к контрацепции у кошки. Он сохранялся весь двухлетний период исследования. Побочных эффектов у кошек не наблюдалось. Исследователи уверены, что контрацептивные уровни сохранятся у животных дольше. Однако, прежде чем использовать эту процедуру на практике, необходимы более масштабные исследования, которые подтвердят, что она безопасна и эффективна.
Если метод окажется успешным, владельцы домашних кошек получат новый способ избавить свою кошку от хирургического вмешательства и при этом эффективно предотвратить ее беременность, а удешевление вирусных векторов сделает новое противозачаточное средство доступным для контроля над популяциями кошек в дикой природе.