Запахи способны молниеносно вызывать воспоминания и ассоциации. Несмотря на их глобальные различия, исследования показывают, что во всем мире детство пахнет ванилью
С каким периодом жизни у вас ассоциируется запах базилика, апельсинов или ванили? Этот вопрос был задан испытуемым сначала Клаусом Дюрршмидом в Австрии, а затем его коллегами в других странах.
400 добровольцев нюхали тест-полоски с семью различными запахами и соотносили их с четырьмя различными этапами жизни. У большинства из них детство пахло конфетами и ванилью; более поздние этапы жизни - арахисом и огурцом, а зрелый возраст - ландышем и гвоздикой. Но являются ли эти ассоциации чисто австрийскими особенностями?
Чтобы выяснить это, около двадцати институтов из Австралии, Германии, Таиланда, Вьетнама, США и Швейцарии объединились для проведения международного исследования. Оказалось, что некоторые запахи вызывают схожие ассоциации по всему миру, тогда как в других наблюдаются сильные отклонения. В странах с похожим географическим и культурным положением ассоциации тоже не всегда совпадали.
1200 международных испытуемых соотнесли ароматы аниса, базилика, сена (зеленого чая), кокоса, мяты, апельсина, ванили и лимона с четырьмя этапами жизни. Оказалось, что в Австрии детство ассоциируется с ароматами ванили, лимона и апельсина, а во Вьетнаме оно пахнет кокосом. Для австралийцев подростковый возраст напоминает запах сена.
Взрослая жизнь ассоциируется у представителей разных национальностей по-разному. Для жителей США и Австралии она пахнет кокосом, а в Таиланде ассоциируется с ароматом ванили. Старший возраст пахнет базиликом для вьетнамцев, мятой для участников из США и розами для жителей Германии и Швейцарии.
Но почему возникают различия в восприятии запахов? Ученые выдвигают гипотезу: материнское молоко имеет аромат ванили, который есть и в многих детских товарах и продуктах. Поэтому в будущем необходимы междисциплинарные исследования, которые глубже изучат культурные и социальные аспекты пищи и раскроют тайну сенсорной технологии пищевых продуктов.