Исследователи разработали систему, которая излучает и дозирует запахи, соответствующие событиям виртуальной реальности. В будущем компьютерные игры, VR-посещения Метавселенной или другие VR-приложения можно будет воспринимать обонянием, сообщает в Nature Communications команда Имина Лю из Городского университета Гонконга.
Генератор запахов можно носить как маску для лица, дополняющую очки виртуальной реальности, или в меньшей форме, прикрепляя прямо под нос. Ароматический дозатор может реагировать на определенные раздражители в виртуальном мире через беспроводное соединение с компьютером: если мы подойдем к цветущему розовому кусту, то почувствуем его аромат. а если отойдем, запах стихнет.
Этот новый VR-диспенсер ароматизаторов основан на резервуарах миллиметрового размера. Они состоят из тонкого слоя парафина, смешанного с ароматизаторами, и встроенной термопары с электронным управлением. Устройство за доли секунды нагревает парафин от 45 °C с шагом в 2 °C до 60 °C. В зависимости от температуры парафина высвобождается контролируемое количество ароматов.
Резервуар для аромата так же быстро охлаждается: требуется всего около 1 сек., чтобы перейти от 55 к 45 °C, и 1,5 сек. - от 60 до 45 °C». Из-за ароматических веществ, оставшихся в дыхательных путя, в тестах с полузакрытой маской требовалось от 1 до 1,5 мин., чтобы запах полностью рассеялся. Это позволяет ароматам следовать друг за другом без помех.
Команда проверила синхронизацию впечатлений от запахов и событий виртуальной реальности: например, испытуемые надевали VR-перчатки, с помощью которых держали в руках различные цветы или кусочки фруктов и подносили их к носу. Диспенсер ароматизатора был связан с системой, отслеживающей движения субъекта, и содержал ароматы лаванды, розмарина и гардении, а также арбуза, кокоса и апельсина.
Прототип лицевой маски с дозатором и электронным управлением, использованный в этих опытах, объединяет девять ароматизаторов и позволяет выпускать запахи отдельно и в комбинациях, что может создавать их сотни. Это открывает новые возможности применения генераторов аромата в 4D-фильмах, учебных программах виртуальной и дополненной реальности, а также при VR-терапии, например, для обезболивания или лечения психических заболеваний.
Правда, диспенсеры ароматизаторов относительно громоздки, поэтому команда работает над их миниатюризацией и над оптимизацией ароматической маски.