Начало Наука Почему кошкам так нравится вкус консервов тунца?

Почему кошкам так нравится вкус консервов тунца?

Почему кошкам так нравится вкус консервов тунца?

Вряд ли какой-либо продукт пользуется такой популярностью у кошек, как тунец. Это удивляет как ученых, так и владельцев пушистых питомцев, эволюционировавших на суше задолго до изобретения рыбных консервов. Однако теперь появилось частичное объяснение столь неправдоподобного предпочтения.

Как сообщает в Chemical Senses команда Скотта Дж. МакГрейна, вкусовые рецепторы кошек особенно сильно реагируют на два вещества, которых достаточно много содержится в тунце. Их привлекает сочетание аминокислоты гистидина с нуклеотидом инозинфосфатом, но пока неясно, почему. Однако это лишь второстепенный вывод исследования.

Целью команды МакГрейна было доказать, что кошки могут воспринимать вкус мяса как "умами" — попросту говоря, "приятный пикантный вкус". У многих животных, включая человека, для создания такого ощущения используются два рецепторных белка, кодируемые двумя генами. Известно, что Tas1r1 и Tas1r3 распознают комбинацию входящих в белки аминокислот, активирующих рецепторы, и нуклеотидов (строительных блоков РНК и ДНК), усиливающих сигнал.

До сих пор считалось, что кошки обладают только геном Tas1r3, то есть практически половиной "чувства умами". Поэтому команда выяснила, какие гены активны в языке кошки, и обнаружила там, помимо Tas1r3, еще и Tas1r1. Исследования этих двух белков показали, что кошки действительно могут ощущать вкус умами. Однако команда обнаружила и принципиальные различия кошачьих и человеческих рецепторов умами.

У наших питомцев мутирован участок связывания, к которому у человека примыкают аминокислоты глутамат и аспартат, особенно сильно активирующие рецепторы. В результате те функционируют не так, как у нас сигнал к активации подают не аминокислоты, а нуклеотиды. Как показывают вкусовые тесты, это не мешает кошкам в целом воспринимать и предпочитать вкус умами.

Правда, им нравятся совершенно другие вещества. Если у людей чувство "умами" больше всего стимулируется глутаматом, то у кошек - инозинфосфатом и гистидином, которых особенно много в тунце. Неясно, имеет ли эта связь эволюционную функцию. Возможно, предпочтение рыбы стало животным выгодно при совместном проживании с человеком. Хотя не исключено, что связь между вкусовыми рецепторами кошки и мясом тунца — чисто химическое совпадение.