Иногда наиболее значимые отношения возникают благодаря самым простым вещам. Например, когда вы встречаете на вечеринке человека, который носит футболку с символом вашей любимой группы или смеется над теми же шутками, что и вы. Это явление также известно как эффект сходства-привлекательности. Но как его можно объяснить?
Чарльз Чу из Бостонского университета и Брайан Лоури из Стэнфордского университета пришли к выводу, что в таком случае решающим фактором является "самоэссенциалистское мышление", при котором многие считают, что у них есть формирующее их внутреннее ядро. Если они находят человека с такими же интересами, то автоматически предполагают наличие у него такого же мировоззрения. Это приводит к тому, что люди отвергают тех, кто не похож на них - часто из-за пустяков.
Исследовательский дуэт подверг более 2000 испытуемых различным тестам. Среди прочего, они спрашивали их о взглядах на одну из пяти тем:
- Аборт.
- Владение оружием.
- Опыты на животных.
- Смертная казнь.
- Эвтаназия с помощью врача.
При этом добровольцев знакомили с вымышленным человеком по имени Джейми, который либо соглашался, либо не соглашался с ними по соответствующим вопросам. Затем испытуемых просили выразить свое отношение к Джейми. Чу и Лоури обнаружили, что, чем больше респонденты соглашались и были склонны думать подобным образом, тем больше они чувствовали связь с Джейми.
Во втором тесте группа изучала, возникает ли этот эффект и при обсуждении менее содержательных тем. Для этого исследователи попросили участников оценить количество синих точек на экране. И здесь оказалось то же самое: чем больше человек верил в то, что его "я" является неотъемлемым внутренним ядром, тем ближе он чувствовал себя к Джейми, когда оценивал количество точек аналогичным образом.
При этом эффект сходства-привлекательности исчезал, когда ученые указывали испытуемым на "подводные камни" эссенциалистского мышления или отбрасывали некоторые установки человека (например, предпочтение определенной картины или фильма) как несущественные.