Крупнейший в мире кратер вечной мерзлоты на Дальнем Востоке России, известный как «Ворота в преисподнюю», тает по мере потепления планеты.
Потрясающие кадры с беспилотника раскрыли детали кратера Батагайка, километровой трещины на Дальнем Востоке России, которая образует самый большой в мире кратер вечной мерзлоты.
Ученые говорят, что Россия нагревается как минимум в 2,5 раза быстрее, чем остальной мир, расплавляя давно промерзшую тундру, покрывающую около 65% территории страны, и высвобождая парниковые газы, хранящиеся в талой почве.
«Ворота в преисподнюю», как называют их жители российской республики Саха, имеют научное название – мегапровал.
И хотя это может привлечь туристов, расширение оползня является «признаком опасности», сказал ведущий научный сотрудник Института мерзлотоведения им. Мельникова в Якутске Никита Тананаев.
«В будущем, с повышением температуры и усилением антропогенного давления, мы будем видеть все больше и больше таких мегапросадок, пока вся вечная мерзлота не исчезнет», сказал Никита Тананаев агентству Рейтер.
Таяние вечной мерзлоты уже угрожает городам на севере и северо-востоке России, выгибая дороги, раскалывая дома и нарушая работу трубопроводов. Обширные лесные пожары, которые стали более интенсивными в последние сезоны, усугубляют проблему.
Местные жители в Республике Саха обратили внимание на быстрый рост кратера.
«(Года два назад край) был метрах в 20-30 от этой тропы. А сейчас, видимо, гораздо ближе», рассказал агентству местный житель и исследователь кратера Эрел Стручков.
Ученые не уверены в точной скорости расширения кратера Батагайка. Но Никита Тананаев говорит, что почва под оползнем, глубина которого в некоторых районах составляет около 100 м, содержит «огромное количество» органического углерода, который выбрасывается в атмосферу по мере таяния вечной мерзлоты, что еще больше способствует потеплению планеты.
«Мы можем ожидать, что с повышением температуры воздуха кратер будет расширяться с большей скоростью», сказал он. «Это приведет к еще большему потеплению климата в последующие годы».