Начало Наука Слюна домашних питомцев может быть смертельной для людей

Слюна домашних питомцев может быть смертельной для людей

Слюна домашних питомцев может быть смертельной для людей

Кошки и собаки любят лизать своих людей. Но ученые призывают дважды подумать, прежде чем позволить им это. Рот наших питомцев наполнен сотнями видов бактерий, в том числе вредных для человека. Пока мы здоровы и соблюдаем элементарные правила гигиены, это нас не убьет. В противном случае это может быть смертельно опасным.

Когда Джули МакКенна попала в больницу в Милдьюре, Австралия, в 2007 году, она едва могла говорить. Ее руки и ноги были холодными и покрытыми пятнами, а лицо багровело.

Врачи быстро определили, что у Джули септический шок – бактерии в кровотоке атаковали ее изнутри. Даже после начала приема антибиотиков краснота продолжала распространяться, органы начали отказывать. В конце концов, части рук и ног Джули начали чернеть. Она была госпитализирована более двух недель, прежде чем врачи смогли идентифицировать бактерии в ее крови. Это был Capnocytophaga canimorsus, паразит, обычно обнаруживаемый в слюне здоровых собак и кошек.

Только тогда Джулия вспомнила, что за несколько недель до того, как заболела, обварила верхнюю часть левой ступни горячей водой и не придала особого значения, когда ее щенок фокстерьера зализал рану.

Как и Джули, большинство из нас на самом деле не знают, что плавает в слюне наших питомцев и насколько это может быть опасно. Наша кожа и иммунная система обычно стоят между нами и микробами наших питомцев, но эти системы могут быть нарушены.

От 10 до 15 процентов укусов собак становятся инфицированными, как и до половины укусов кошек. Иногда последствия бывают смертельными: в одном исследовании умерло 26 процентов людей с подтвержденной инфекцией C. canimorsus.

Теперь ученые начали описывать все виды бактерий, живущих во рту собак и кошек, и сравнивать их с нашими, и их работа выявляет множество потенциальных патогенов, скрывающихся в каждом облизывании.

Во рту щенка C. canimorsus не имеет большого значения. Их носит не менее четверти всех собак и многие кошки. Люди обычно этого не делают, и как только бактерии попали в кровоток Джулии, ее организм изо всех сил пытался бороться с инфекцией.

Антибиотики в конце концов переломили ситуацию, но врачам пришлось ампутировать левую ногу ниже колена, часть правой ступни и все пальцы на руках и ногах. «Это изменило мою жизнь во всех аспектах», сказала она журналистам.

Вот несколько мифов о ртах наших питомцев и реальности того, что покрывает их и нас при каждом движении языка.

Если кто и знает, что во рту у собаки или кошки, так это Флойд Дьюхерст, бактериальный генетик из Института Форсайта и профессор оральной медицины в Гарварде. Дьюхерст был пионером в изучении микробиома полости рта —– всех бактерий, живущих во рту, – у людей, собак и кошек.

По его словам, во рту человека встречается от 400 до 500 видов бактерий. На данный момент Дьюхерст и его коллеги идентифицировали около 400 видов ротовых бактерий у собак и почти 200 у кошек, и Дьюхерст ожидает, что в ходе дальнейших исследований будет обнаружено больше.

По его словам, одна из основных причин, по которой мы можем заразиться от наших домашних животных, заключается в том, что наши бактериальные экосистемы сильно отличаются друг от друга.

«Если вы посмотрите на людей и собак, мы увидим, что только около 15% из них принадлежат к одному и тому же виду», говорит он. Таким образом, многие из бактерий во рту собаки с меньшей вероятностью будут контролироваться нашей иммунной системой и местными бактериями. С другой стороны, микробиомы полости рта кошек и собак перекрываются примерно на 50%.

«Отчасти это может быть связано с тем, что бактерии эволюционировали, чтобы питаться», говорит Дьюхерст. Во рту человека преобладают стрептококковые бактерии, которые хорошо переваривают сахар. «Поскольку кошки и собаки обычно не едят слишком много пончиков, стрептококка почти нет», говорит ученый.

По словам Дьюхерста, за один облизывание могут попасть неисчислимые миллионы этих незнакомых бактерий, и спустя несколько часов оказаться на коже человека. При изучении микробиома кожи человека ученые с удивлением обнаружили у нескольких людей участки кожи, покрытые собачьими бактериями.

«Таким образом, если вас лизнула собака, а через пять часов кто-то возьмет ватную палочку и потрет это место, он может обнаружить более 50 различных видов бактерий собачьей пасти», говорит он.

Как ни странно, история наполнена знаниями, предполагающими, что собачья слюна может лечить, а не вредить. Собаки, согласно легендам, зализывали раны в древнегреческом храме Асклепия, бога врачевания. И есть давняя, но неподтвержденная история о том, что армия Цезаря использовала собак, зализывающих раны.

Даже если это было, это не значит, что это была хорошая идея.

Во рту собак и кошек есть несколько антибактериальных соединений, в том числе небольшие молекулы, называемые пептидами, как и во рту человека. Но язык вашего питомца не является волшебным источником убийц микробов.

Вы бы не стали полагаться на эти соединения для стерилизации помещения, говорит Дьюхерст. Многие бактерии процветают во рту, несмотря на их присутствие.

Более того, исследования антибактериальных свойств слюны были вырваны из контекста, говорит ветеринар Кэтрин Примм, которая часто пишет о кошках и собаках и ведет радиопередачу «Девять жизней с доктором Кэт».

Одно исследование 1990 года показало, что собачья слюна оказывает небольшое антибактериальное действие, когда мать облизывает себя и своих детенышей, отмечает Примм. А исследование 1997 года, опубликованное в The Lancet, показало, что на коже нитрит в слюне превращается в оксид азота, обладающий противомикробным действием.

Но оба исследования касались облизывания одного и того же вида, а не того, чтобы один вид облизывал другой с полным ртом чужеродных бактерий. Напротив, когда солдат позволил собаке зализать свою рану в 2016 году, он провел шесть недель в коме, пока бактерии поедали его плоть.

Причина, по которой домашние кошки тратят так много времени на уход за собой, заключается в том, что они сохраняют инстинкт хищника. Дикие кошки используют свои зазубренные языки, чтобы «очищать кровь и тому подобное от своего меха», говорит Примм. «Они не хотят, чтобы их обнаруживали по запаху».

Собаки, с другой стороны, не так привередливы. «Если бы вы не чистили собаку, она была бы просто грязной», говорит Примм. «Они не скрытные ниндзя-охотники, как кошки, поэтому с точки зрения выживания это не так важно».

Во время ухода кошки также покрывают себя бактериями, но они эволюционировали вместе с этими микробами, и их иммунная система привыкла к ним, поэтому для кошки это не проблема.

Хорошей новостью для владельцев домашних животных является то, что большинство кошачьих ротовых бактерий не будут жить вечно, если попадут на кошачью шерсть. Плохая новость заключается в том, что они не умирают сразу: одно исследование обнаружило почти миллион живых бактерий на каждом грамме кошачьей шерсти.

Команда также проверила, сколько бактерий было передано от кошки на предварительно стерилизованные руки человека, если гладить кошку в течение двух минут. Ответ должен стать облегчением для владельцев кошек: всего 150 или около того бактерий совершали путешествие за сеанс ласки.

Это не представляет проблемы, пока мы держим себя в чистоте: «Я всегда советую людям соблюдать стандартную гигиену», говорит Примм. «После того, как животное лижет вам руки, неплохо их вымыть».

По словам Примм, главное, на что должны обратить внимание владельцы домашних животных, – это любой шанс проникновения бактерий через кожу. Как только они попадают внутрь нас, бактерии находят влажную, благоприятную среду для роста, что может привести к инфекции.

Что касается собак, то их слюна, как правило, не вредна – если ваша иммунная система сильна и у вас нет ран на лице или во рту, через которые бактерии могут попасть в кровь.

Но дети и пожилые люди могут иметь более слабую иммунную систему, чем здоровые взрослые. В одном случае родители принесли в больницу своего семинедельного младенца с лихорадкой и вздутием мягкого места на черепе.

Выяснилось, что у него был менингит, вызванный Pasteurella multocida, другим патогеном, часто встречающимся во рту у кошек и собак. Его двухлетний брат часто позволял домашним собакам лизать ему руки, и у него также была привычка позволять своему младшему брату сосать свой мизинец.

Итак, вымойте руки, любители домашних животных, и, возможно, дважды подумайте, прежде чем позволить собаке или кошке лизнуть вам лицо.