Первую модель горелки, работающую на сжиженном нефтяном газе, разработала шведская компания Primus сразу после Второй мировой войны. Походная газовая горелка появилась несколько позже – в 50-х годах, когда был создан газовый баллон. До России это зарубежное ноу-хау дошло только в 90-х годах, сильно потеснив горелки на бензине, или, как их все называли, примусы. С ними традиционно ходили в походы и на горные вершины советские туристы и альпинисты. Возможно, именно поэтому, многие по старинке называют газовую горелку — газовый примус туристический.
Походная газовая горелка. Преимущества и недостатки
Чем отличается горелка газовая туристическая от своих мультитопливных и жидкотопливных родственников?
Преимущества туристические газовые плитки:
Не требует предварительного прогрева, включается как домашняя газовая плита;
Безопасна, при плохой погоде можно готовить пищу в палатке или ее тамбуре, не опасаясь пожара, т.к. пламя горит сразу «голубой розочкой», нет стадии факела;
Легкая, в линейке практически каждого производителя есть облегченные модели, вес которых (без баллона) не более, чем 80 гр.
Некоторые считают их абсолютно безопасной системой, но в мире нет ничего абсолютного. Вспоминается казус, который произошел с одним очень опытным и при этом невероятно «талантливым» туристом в зимнем походе. При накручивании газового баллона на шланг горелки он выпустил слишком много газа. Газ в палатке задержался, т.к. при холоде слаболетуч. Неожиданно из-под ее купола упала свечка-таблетка, закрепленная в консервной банке. В результате жаркой встречи свечи с газовым облачком палатка загорелась, к счастью турист остался жив.
Недостатки газового примуса туристического:
Газ плохо горит при очень низких температурах, например, -30, что неудобно в зимних походах;
Мощность газовых горелок ниже, чем бензиновых, кто-то считает это недостатком, а кто-то просто особенностью;
Газовые баллоны невозможно утилизировать на природе, приходится либо таскать их с собой до ближайшего мусорного бака, либо загрязнять окружающую среду;
Газ нельзя провозить в самолете. Хоть некоторые производители газа утверждают, что их продукция безопасна при авиаперевозках, вот только как убедить в этом авиакомпанию?
Поэтому, те, кто отправляется в различные дальние путешествия, вынуждены либо везти газ поездом (несколько суток), либо покупать его на месте (как правило, по сильно завышенной цене), либо пользоваться другими видами горелок. В любом случае, в различных «медвежьих» уголках нашей необъятной Родины, газовые баллоны продолжают оставаться редкостью.