Неделя Новостей - главные новости недели | Weekly-news.ru

Начало Обзоры Стоматофобия: почему дети боятся стоматолога?

Стоматофобия: почему дети боятся стоматолога?

Обзоры
/ 3509 0
Стоматофобия: почему дети боятся стоматолога?

Страх перед визитом к стоматологу имеет свои предпосылки.Ранее существовавший подход к лечению ставил во главу угла вылечить конкретную стоматологическую проблему – и не учитывал предпочтения пациента, его мотивацию. Стоматолог в большинстве случаев фактически не имел возможности «по-человечески» относиться к пациенту: во-первых, временной лимит в пресловутые 20 минут позволял лишь бегло осмотреть полость рта и провести лечебные манипуляции, а во- вторых, отсутствие препаратов и инструментов для по-настоящему эффективного обезболивания вынуждало врача закрывать глаза на физические и моральные страдания пациента. Особенно тяжело дела обстояли в детской стоматологии. До сих пор я с ужасом вспоминаю рассказ одного из опытнейших детских стоматологов «старой школы», который нам преподносился как образец для подражания – когда ребенок, не выдержав боли в стоматологическом кресле, выпрыгнул из него, врач поймал ребенка в прыжке, придавил живот коленом к полу и, дотянув бормашину с соседней стоматологической установки, завершил «лечение» прямо на полу. Так работали многие детские стоматологи и так пытались учить нас. Потому бессмысленно удивляться, отчего большинство людей боятся стоматолога.

Детские страхи, детский испуг – это тот фактор, который сильно влияет на наши психологические реакции в течение дальнейшей жизни. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. В дальнейшем мы можем человека примирить с этим страхом, но окончательно избавить пациента от последствий такого негативного опыта невозможно – это тот груз, который человек тянет всю жизнь. Многолетняя стоматологическая практика в таком жестоком ключе дала нам сегодня свои результаты, и справиться с ними – одна из наиболее актуальных задач современной стоматологии, ведь эффективное сотрудничество с пациентом – основной залог успешного лечения.
Взрослый человек хоть и не может избавиться от страха, но может сам справиться с ним, если изменит свой взгляд на лечение. В большинстве случаев сейчас стоматологическое лечение совершенно другой, безболезненный, интерактивный процесс. Врач спрашивает: «Вам не больно? Вам комфортно?» Пациенту необходимо найти себе врача, с которым можно хорошо взаимодействовать и это очень сложный вопрос. Часто пациенты делают акцент на значительной дешевизне лечения, или, наоборот, на дороговизне и наличии в клинике внешних атрибутов благополучия – вензелей на вывеске, сертификатов в рамках на стене, фонтанчиках в холле. А в действительности основное значение имеет собственный психологический комфорт при работе с конкретным врачом. (о том как правильно выбрать врача стоматолога читайте в следующих статьях).
Если говорить о детях, то сегодня в большинстве случаев стоматофобию малышу передают родители. У передачи страхов два варианта. Первый – прямой. Часто можно наблюдать такую картину: вся семья провожает ребенка, как на похороны, в холле клиники сидит заплаканная бледная мама, ребенок пока внешне спокоен. Но мама дергает его за рукав и истерическим голосом повторяет: «Не бойся, тебе больно не будет». Причем ситуация полностью соответствует изречению «Благими намерениями выстлана дорога в ад» - конечно, мама руководствуется лучшими побуждениями, считает, что она так ребенка успокаивает, забывая, что в восприятии ребенка частица «НЕ» проваливается и ребенок воспринимает ее слова как «бойся, тебе больно будет». Ребенок приходит уже накачанный негативной информацией. Такой эффект в психологии называется «проецирование». Мама проецирует свои страхи на ребенка и не дает возможности врачу установить с ребенком хороший контакт. То есть родители могут заразить ребенка собственным страхом перед стоматологом. Также «источником заражения» могут стать друзья ребенка из детского сада или из песочницы во дворе – дети могут делиться своим опытом, который не всегда позитивен. И конечно, к сожалению, сам врач стоматолог может стать причиной возникновения страха – по сей день ведут прием врачи «старой школы», особенно много их в районных поликлиниках.
Второй вариант передачи страха – опосредованный. То есть родители из первого варианта – еще герои, потому что они ребенка все-таки на прием к стоматологу приводят. А есть еще большое количество родителей, которые думают примерно следующим образом: «Вот в моем детстве это было так ужасно, я своего ребенка спасу и к стоматологу не поведу». Приводят такие родители своего ребенка, когда уже у него поднимается температура, нарушается сон и аппетит. И в такой ситуации найти контакт с ребенком очень сложно – он измучен от недосыпа, интоксикации, постоянной боли - у него нет уже сил ни на что, а еще нужно мобилизоваться для лечения, когда все силы ушли на борьбу с болью. Это огромное потрясение для детской психики. Вот и слышны из-за этого по сей день бодрящие детские вопли в коридорах детских стоматологических клиник. Обидно при этом, что родители считают в такой ситуации виноватыми всех, кроме себя.
Ни в коем случае не хочу сказать, что только родители виноваты в формировании детского страха перед стоматологом - тут играет роль возраст и особенности психики ребенка, а также профессионализм стоматолога, но есть ряд нехитрых правил, которые позволят родителям свести к минимуму потрясение ребенка от первого визита к стоматологу.
Общие правила:
 
 
- первую встречу со стоматологом родителям лучше планировать без ребенка – познакомиться со специалистом, составить свое мнение о нем (иногда после такого визита приходит здравая мысль обраться к другому доктору), получить рекомендации о подготовке ребенка к встрече со стоматологом. Дело в том, что разные врачи используют разную тактику общения и не существует 100% универсальных рекомендаций. Например, некоторые стоматологи любят, когда родители дома рассказывают ребенку о предстоящем визите, некоторые нет – тут есть свои особенности и решать этот вопрос нужно с конкретным специалистом.
 - первый визит лучше планировать не на раннее утро и не на вечер – 11-12 часов – оптимальное время. Ребенок выспится и не успеет устать за день. Часто проблемы с поведением ребенка бывают в вечернее время, когда родители «впихивают» стоматолога в самый конец насыщенной дневной программы – английский, танцы, бассейн и потом уже «на закуску» стоматолог. Вот и получается реальное «на закуску», потому что уставший ребенок к тому времени хочет только одного: отдохнуть, а тут незнакомая тетка в белом халате тянется к нему в рот страшными железками. Дети в этой ситуации поступают абсолютно логично – плачут и кусаются.
 
 
По возрастным группам:
Дети до 2-х лет
• Присутствие родителей на приеме обязательно
• Тренироваться показывать зубы – для маленького ребенка это сложная задача.
• Меньше рассказывать ребенку о предстоящем лечении – ребенок все равно не поймет, но может почувствовать эмоциональную напряженность родителей.
• Маме на прием одевать брюки – в этом возрасте ребенок один в кресло не садится – а мама в юбке (особенно в короткой) вместо помощи стоматологу больше внимания уделяет степени оголенности своих ног , потому что маленькие дети редко сидят в статичной позе.
 Дошкольники
• Присутствие или отсутствие родителей на приеме – метод управления поведением ребенка и родители не должны настаивать на своем присутствии ради успеха лечения.
• Рассказывая ребенку о предстоящем визите, называть доктора по имени, также как называют друзей.
• Не конкретизировать стоматологические манипуляции
• Предпочтительно утреннее время
• Сопровождает тот член семьи, который сам меньше боится стоматолога.
Школьники
Редко первый визит бывает в таком возрасте, в большинстве случаев он случается в предыдущих возрастных группах, в этом возрасте при корректном отношении врача дети крайне редко на первом визите дают резко негативные реакции. Если ребенок школьного возраста начинает биться в истерике перед первой встречей со стоматологом – то чаще всего это дети с серьезными психологическими проблемами, которые посчитали стоматологический кабинет наилучшим местом для выплескивания наболевших «нестоматологических» проблем. Бывает что слезы и стоны ребенка предназначены именно сопровождающим родителям - в случае если у ребенка дефицит внимания в семье, такие дети начинают использовать стоматологическое лечение, как способ восполнить этот дефицит. Тут стоматологу очень сложно помочь, так как проблема намного глубже и шире, и касается образа жизни семьи, а не страха перед стоматологом. В таком случае мы рекомендуем консультации семейного психолога, причем не по вопросу стоматофобии, а по проблемам воспитания и построения взаимоотношений в семье.

Ваше мнение
1 + 3 =