Современный рынок торгового оборудования отличается невероятной динамичностью, изменчивостью и мобильностью. Производители постоянно предлагают для оснащения магазинов все новые и новые модели – более усовершенствованные, удобные в использовании и применении и эффектные по дизайну. Но чтобы это оборудование не только отвечало последнему слову науки и техники, а еще и соответствовало так называемому modern out looking style (стилю, который выглядит модно (современно), от владельца магазина требуются весьма внушительные затраты.
Если магазин подвергается переоснащению, неизбежно возникает проблема: как распорядиться оборудованием, которое верно и исправно служило и может прослужить еще немало, да и выглядит прилично? Выбрасывать?.. Жалко и нерационально. Продать?.. Кому? Как? По какой цене? Где хранить в это время?..
Вместе с тем открываются все новые и новые магазины и на рынке существует реальный спрос на торговое оборудование бу по сниженной цене. Важно, чтобы оно было пригодно для использования и нормально работало. Для многих владельцев бизнеса это вполне приемлемый альтернативный вариант оснащения своих магазинов. Существуют фирмы, которые занимаются реализацией уцененного торгового оборудования и его предпродажной подготовкой.
Конечно, спорный вопрос, стоит ли покупать уцененное оборудование и насколько это выгодно… Надеемся, что разобраться с данной проблемой и определиться с собственным мнением по данному вопросу читателям помогут наши эксперты – директор компании «Лэнд-Екатеринбург» Дмитрий Олегович Вепрев и руководитель компании «Уцененное оборудование» Игорь Михайлович Коробицин.
Дмитрий Вепрев, директор компании «Лэнд-Екатеринбург»:
РИСК «НА ПЛЕЧАХ» ПОКУПАТЕЛЯ
Сразу же должен оговориться, что в этом вопросе отдаю предпочтение приобретению нового оборудования, т. к. в современной ситуации оборудование очень быстро устаревает как морально, так и физически; но при этом у меня нет неприятия в отношении приобретения и использования уцененного оборудования. Ситуацию с покупкой уцененного оборудования нужно и должно рассматривать с разных сторон.
Если начинать с азов, то прежде всего надо четко ответить на вопрос: что представляет собой уцененное оборудование и каковы источники его появления на рынке?
Уцененное оборудование – это средства, которые, как правило, отслужили какое-то время, уже имеют определенный износ и, скорее всего, дефекты внешнего вида и составляющих механизмов (от потертостей до поломок), а также в определенной степени устаревшие морально. Соответственно, нелогично ожидать от уцененного оборудования оказания услуги в том же объеме и того же качества, как и от работы нового оборудования.
Источники возникновения такого оборудования и появления его на рынке я бы обозначил следующим образом:
1. Поступление бывшего в употреблении оборудования из-за границы, в основном из Европы.
2. Ситуации, в которых оборудование становится ненужным, если владелец:
а) резко меняет направление бизнеса и перепрофилирует магазин,
б) купил магазин с уже готовым оборудованием, которое опять же по каким-либо причинам оказывается ненужным,
в) решил подвергнуть магазин переоснащению – заменить оборудование более новым и современным.
В этих случаях оборудование подвергается уценке и распродается.
Немало поездив по Европе, с уверенностью могу сказать, что в европейских магазинах торговое оборудование эксплуатируют до последнего, холодильники вымораживают «до точки», так что такое оборудование покупать бессмысленно.
В Россию бывшее в употреблении европейское оборудование попадает, как правило, через Прибалтику. Там есть фирмы, которые часто доводят даже «убитое» оборудование до ума: ремонтируют, проводят отделочные работы, заменяют детали и т. д. К слову сказать, я сталкивался с тем, что восстановленное оборудование было выдано за новое и продано по цене такового (не буду называть компании и заказчиков, – это достаточно крупные фирмы). К чести сказать, в Екатеринбурге я такого не встречал, но в соседних областях такие случаи есть. Так что реально существует даже и такой риск – принять бывшее в употреблении оборудование за новое и купить его по той же цене. А понять обман может только хороший специалист, и то иногда по каким-то малейшим нюансам. Например, по несоответствию каких-то мелких деталей нормам модели обозначенной линейки.
Далее… Европейские города живут стабильной, размеренной жизнью, строго поделены на сферы влияния, а люди всю жизнь ходят в одни и те же сетевые магазины, в каждом из которых свои клиенты. Рестайлингу эти магазины подвергаются редко. Что касается новых магазинов, то в основном открываются они в новейших, специально построенных помещениях и оснащаются новым современным оборудованием. Причем в отношениях с поставщиками владельцы предпочитают заключение глобальных контрактов на поставку и обслуживание оборудования на несколько лет вперед. Сейчас этому примеру все чаще следуют и в России. Некоторые европейские торговые сети являются буквально локомотивом создания новых моделей торгового оборудования – они создаются совместными усилиями маркетологов ритейлера и конструкторскими бюро производителей оборудования.
Европейский рынок интенсивно развивался последние 30–40 лет, а Екатеринбург этот путь стремительно «пролетел» за последние лет девять. У нас 1999–2000 годы – «первые ласточки переоборудования». Тогда можно было купить любое уцененное европейское оборудование, не похожее на то, что было у нас, и ты уже на коне: оборудование уже по определению – Европа! Запад! – считалось перспективным и респектабельным.
Но рынок – явление живое: произошел качественный скачок, и ситуация изменилась. Уже в 2002–2003 годах владельцам потребовались кардинальные изменения в оснащении магазинов. Это было вызвано прежде всего увеличившейся конкуренцией и тем, что в управлениях компаний-ритейлеров уровень компетенции специалистов, отвечающих за подбор оборудования, значительно повысился, поэтому резко возросли требования к торговому оборудованию и его рабочим возможностям. При богатстве выбора наиболее актуальным стало решение вопроса, кто из поставщиков обеспечит необходимый комплект торгового оборудования нужного качества по оптимальной цене.
Приведу примеры. Универсам «Звездный» на Серова, открытый в 2000-м году, за восемь лет переоснащался и дооснащался несколько раз. Там постоянно занимаются доводкой магазина и ни на минуту не останавливаются на достигнутом. Того требует рынок. Быть лидером тяжело. По количеству «холода» этот магазин, пожалуй, превосходит все аналогичные. По пути постоянного совершенствования идут и «Купец», и «Кировский», и многие другие. Для сетевых магазинов, развивающихся в разных форматах, ситуация проще: они ставят использованное оборудование в более мелкие и более удаленные от центра магазины своей сети. Но первый «Звездный», например, в 2002 году продал высвободившееся оборудование.
Сейчас оборудование быстро устаревает морально. В настоящее время любой крупный или средний магазин имеет свой индивидуальный проект и, чтобы выделиться среди конкурентов, серьезно изучает новинки. И пусть кардинально мода на оборудование меняется нечасто – приблизительно 1 раз в 3 года, но в течение этого времени производители выпускают новые версии моделей, которые могут существенно отличаться от «родителей». Что уж говорить об оборудовании, которое прослужило несколько лет и, кроме высокой степени морального старения, имеет еще и серьезную техническую амортизацию…
Конечно, бывшее в употреблении оборудование продается со значительными скидками, размеры которых зависят:
· Во-первых, от времени его работы. В лизинговых компаниях есть специальные таблицы уценки оборудования в зависимости от времени его эксплуатации. Обычно стоимость оборудования через 2–3 года эксплуатации составляет примерно 30–40 % первоначальной продажной стоимости.
· Во-вторых, от состояния и внешнего вида оборудования. В этом отношении хотел бы отдать честь генеральному директору универсама «Звездный» Светлане Ивановне Лясс, которая открыла для меня чудеса заботы о торговом оборудования и бережного отношения к нему в процессе его эксплуатации. Достаточно сказать, что оно еженедельно подвергается полному циклу «разборка – мойка внутренних частей – сборка», не говоря уж о постоянном внешнем уходе. Поэтому, возвращаясь к тому оборудованию, которое «Звездный» выставил на продажу, нужно сказать, что после почти двух лет эксплуатации оно имело отличное состояние и было успешно реализовано.
Так что при решении проблемы приобретения и использования бывшего в употреблении оборудования особое внимание нужно обратить именно на его сохранность, которая прежде всего зависит от режима работы и сервисного обслуживания оборудования при эксплуатации. Это очень серьезный вопрос, так как мы редко можем знать условия эксплуатации оборудования.
Например, точно можно сказать, что из тысячи магазинов в Екатеринбурге можно найти приблизительно с десяток, в которых выдерживались бы температурные нормы. В остальных же магазинах оборудование работает в режиме перегрузок. Работа в экстремальном режиме гораздо быстрее изнашивает «сердце» оборудования – холодильный агрегат. Поэтому, если дело касается «встроенного холода», то здесь мое мнение однозначно – в 95% случаев агрегат в витрине вскоре придется заменить новым.
Если рассматривать вопрос приобретения «выносного холода», то здесь ситуация не так однозначна. Такое оборудование имеет гораздо больший ресурс работы. Но и здесь мы не можем отследить моторесурс агрегата или централи холодоснабжения, поэтому такое приобретение тоже весьма рискованно – лучше воздержаться от покупки б/у, а заказать новое. Вам также обязательно придется менять трассы холодоснабжения.
По поводу холодильной мебели, которая стоит в зале, могу сказать, что ее приобретение возможно, но необходимо учитывать определенные моменты. Она имеет массу навесных элементов: стекла, держатели, декоративные элементы, панели, вентиляторы, блоки управления и т.д. Все это имеет обыкновение ломаться, поэтому надо задуматься, сможете ли вы их заменить и как это сделать. Ведь, если оборудование снято с производства, вам придется заказывать на заводе-производителе (это, как правило, очень долго, а может быть, и невозможно. В Европе запчасти заводы производят не более 5 лет с момента снятия модели с производства).