И он солжет, свой взгляд не опуская
(Уверенный, что был никем не узнан),
От зависти счастливцев презирая:
Под маской – муки совести нам чужды.
Он возжелает все богатства мира,
А, получив, ни с кем их не разделит
И тьме, что до поры внутри хранима,
Дорогу преграждать он не посмеет
В порыве сладкой ярости убийства
Познает вкус, не скованный запретом:
Границы людям общество воздвигло,
Но для теней ограничений нету.
Он проклянет богов и их заветы,
Теряя страх перед угрозой кары.
Свобода вознесет его на небо
И свергнет вниз в слепую бездну ада.
Это утрированное представление о том, как в человеке просыпаются пороки, когда он знает, что ему не грозит наказание, суд социума. Когда человек скрыт под «маской» (от лат. mascus – личина), окружающие не способны его опознать, он свободен и может делать все, что хочет. Вот только где границы его желаний?
Это была философская сторона вопроса, косвенно относящегося к настенным маскам. Вы, наверное, уже догадались, что «Vintajj» любит пофилософствовать. Так издалека мы подошли к теме деревянные маски купить на стену.
Все началось тысячи лет назад, когда люди племен разукрашивали лица натуральными природными красителями для разных обрядов, празднований, охоты, похоронных церемоний. Таким образом они связывались с духами. Затем появились травяные, глиняные и деревянные маски, надевая которые, человек становился проводником между нашим миром и потусторонним, а в маску вселялся дух. Позже эти предметы, закрывающие лица, получили распространение в театре, особенно в Азии. Для представлений использовались мимические маски, изображающие какую-то одну эмоцию, например, грусть или радость, а всю игру актер передавал телом. И наконец, возникли, ничего не значащие маскарадные маски, предназначенные для сокрытия собственной персоны на балах. Все перечисленные виды «второго лица» существуют и сегодня, но используются они не только по прямому назначению, но и как предмет украшения интерьера, превращаясь в декоративные маски на стену.
Настенные маски из Индонезии и Африки являются «подделками» под обрядовые маски племен. Слово подделка здесь используется в самом хорошем смысле, и сейчас Вы поймете, почему.
Настоящие аутентичные маски на стену, применяемые в церемониях, создаются мастерами, знающими соответственные каноны изготовления, подобно тому, как иконописцы имеют правила написания ликов святых. Причем каждое племя обладает своими устоявшимися за века особенностями черт маски. Например, у одних принято делать сдержанное, более утонченное лицо, а у других крупные, выступающие черты. Кроме того, божества у различных народов также отличаются, как и деревянные маски, изображающие их. Перед созданием этого предмета мастер должен провести ритуалы, найти подходящее место и дерево, спросить разрешения у духов – времени уходит много. После проведения обрядов маски либо уничтожают, либо надежно укрывают в хранилищах, подальше от чужих глаз, при определенных обстоятельствах закапывают в землю. Так что настенные маски, отправляемые на экспорт, просто сувенирные. Они делаются не по канонам и не участвуют в обрядах.
Аутентичные маски стоят очень дорого, и один из немногочисленных способов заполучить их – умыкнуть с алтаря в деревне где-нибудь в глуши центральной Африки или Индонезии. Естественно, при этом есть большой риск быть съеденным разозленными владельцами. Но и это еще не все трудности и загвоздки. Часто так случается, что человек лезет в то, чего он совсем не понимает и понять не хочет. Могло ли какому-нибудь шаману прийти в голову, что, к примеру, европеец возьмет да и повесит африканскую маску на стену исключительно ради красоты и стиля, тогда как в племени она являлась погребальной, т.е. ее клали на лицо умершего человека, дабы сопроводить его в мир мертвых. Очень ярко представляется выражение лица того самого шамана, когда он об этом узнает.
Честно говоря, нас удивляет невозмутимость коллекционеров, которые готовы купить настоящие настенные маски из Индонезии или других мест. Ведь считается, что такие маски способны принести несчастья, беды, болезни, раздоры. И здесь речь не просто о предрассудках, которые связаны, например, с египетскими статуэтками. Племена впускают в обрядовые маски духов, а это уже грозит одержимостью неосведомленному человеку, решившему примерить сей предмет.
Духи животных тоже имеют символику у различных племен, и для них делаются соответствующие по виду деревянные маски. Представьте, приобретаете Вы аутентичную маску на стену из Индонезии в виде головы слона, которая выглядит очень симпатично. А оттуда каждый день появляется дух этого зверя и не дает Вам спокойно жить.
Настенные маски могут создавать обманчивое впечатление. Нам кажется, что чем страшнее они выглядят, тем, соответственно, негативнее. Это не так. Издавна многие народы создают чудовищные «личины» ужасающего вида, чтобы те пугали и отгоняли злых духов. А, например, маска красивой спокойной женщины может обозначать смерть. Так что здесь не угадаешь. Настоящие обрядовые «лица», используемые в качестве декоративных масок, могут быть очень опасны. И теперь становится понятно, почему мы с такой радостью говорим Вам о том, что у нас можно купить маски на стену – «подделки»: глаз радуют и жизни не угрожают.
Настенные маски: преимущество сувенирных над аутентичными
Настенные маски: преимущество сувенирных над аутентичными