«На Востоке, на Востоке, что за небо без луны? На Востоке, на Востоке, что за жизнь без чайханы!» - как верно поет группа «Ялла» уже многие годы! Ведь, действительно, чайхана - это один из синонимов Средней Азии, это душа и мирное дыхание Востока, это неотделимая часть красочных базаров и задушевный уголок тихих улочек.
Слово «чайхана» («чайхона», «чойхона») происходит от двух составляющих слов - «чой» (чай), тут и без перевода понятно, и слова «хона» («хана») - «комната, помещение», т.е. дословно «чайная комната».
Чаепитие на Востоке, чайные трапезы, отдых с короткой молитвой, часовые «заседания» с пиалушечкой горячего чая - это отдельная страница истории интереснейшей культуры восточных народов, которую можно описывать бесконечно.
Традиционно, так уж повелось испокон веков, чай пьют в чайхане. Это отдельное заведение, где останавливается время и всё погружается в покой, умиротворение и задушевные разговоры, слышен неназойливый гомон перепелок, задорный смех беседующих. Итак, чайхана - это не просто «чайная комната», где можно поесть и напиться чаю. Чайхана издавна была местом, куда приходили рассказать и послушать последние новости и слухи (когда еще не было газет и телефонов), неспешно обсудить с друзьями планы на будущее, поиграть с соседями в нарды, провести серьезные «деловые переговоры», отметить знаменательные события и т.д. Чайхону регулярно посещали люди, живущие поблизости, а если сюда заглядывал путешественник - это был особенный вечер, ведь странник мог часами рассказывать о других странах и о том, как причудливо там живут люди!
Нужно отметить, что на Востоке чайхану посещают преимущественно мужчины, а в прошлые времена это было очень строгим правилом - посещение женщиной чайханы считалось крайне неподобающим поведением. Женщины же собираются своим «гяпом» дома. «Гап» (произносится «гяп») в дословном переводе означает «разговор» - так называют «посиделки», на которых собирается моногамная компания, схожая по возрасту и интересам, чтобы помолиться, попить чаю и наговориться обо всем насущном.
Строить чайханы в Средней Азии начали с тех самых пор, как появились тут чай, караван-сараи и базары, а кто стал первым предпринимателем, который придумал чайхану и открыл её, история уже и сама не помнит. Владелец чайханы всегда считался очень уважаемым человеком в городе, тем не менее он мог наравне со всеми пить чай и беседовать с посетителями.
Современный вид чайханы, конечно, разительно отличается от того, что был раньше. Чтобы лучше понять специфику чайханы, давайте перенесемся вглубь веков и на примере Старого Ташкента посетим её в строках нашего рассказа.
Во второй половине XIX века в этих краях побывало немало путешественников и исследователей, которым всё казалось здесь необычным. Наиболее яркие впечатления они заносили в свои путевые журналы, книги. Так, среди этих описаний встречается и чайхана. Чайхану можно было встретить практически на любой улице, в караван-сараях, на дорогах между городами и, конечно же, на базарах. Как и сейчас, они были разных «классов» - от небольшой тесной комнатушки до респектабельного многокомнатного помещения с музыкантами.
Масштаб помещения чайханы не был стандартным, это зависело от состоятельности хозяина, посещаемости и месторасположения чайханы, но сам принцип оставался единым.
В небольших чайханах владелец мог быть одновременно и поваром, и официантом, и уборщиком. Почти всегда хозяину помогали сыновья, племянники и другие члены семьи. Когда чайхана разрасталась до внушительного заведения, пропорционально увеличивался и персонал: приглашались официанты, повара, уборщики, музыканты и др.
Как правило, чайхану строили в тени деревьев, у пруда с прохладной водой. Летом на улице рядом с чайханой ставили топчаны, а те, кому не досталось места на топчане, сидели в помещении чайханы. Зимой и в дождливое время года все перебазировались внутрь помещения. У входа в чайхану посетителя встречало «столпотворение» обуви - на пороге нужно было снимать обувь и дальше в помещение заходить босиком. Пол чайханы был глиняный, и его застилали войлоком. Посетители садились на пол, специфично поджав ноги «по-турецки», а те, кто занимал топчан, мог расположиться боле комфортно - полулежа на тюфяках и курпачах у небольшого дастархана.
Главным атрибутом чайханы был самовар - «начальник» мелких чайников. Размеры и новизна самовара говорили о многом, и он был, так сказать, визитной карточкой чайханы. Самовар, как правило, тульский, устанавливали на самом видном месте. Неподалеку стояла печка с плоской крышкой, на ней подогревался отряд чайников. Топили печку и самовар углём, в холодное время года они были отличными обогревателями помещения. Рядом с печкой в землю был врыт большой глиняный сосуд (корчага), в нем хранилась и отстаивалась обычная арычная вода (в те времена в арыках текла чистейшая вода, которую использовали для питья). Этой водой наполняли самовар, а потом уже кипятком наполняли чайники с чаем. По мере использования самовар пополняли водой из корчаги.
Во многих помещениях чайханы под потолком висело несколько клеток с перепелками (бедона´). Чтобы вечерний щебет пташек, который очень схож со словами «спать пора, спать пора, спать пора», не усыплял посетителей и не мешал беседующим, клетки накрывали тканью. В более респектабельной чайхане для того, чтобы создать уют, играли музыканты (от соло и дуэта до небольшого оркестра - квартета). Монотонная мелодия на национальных инструментах удаляла из мыслей суету, и всё хотелось делать не спеша, полностью отдаваясь отдыху и миру чаепития.
Чайхана на протяжении многих веков пользуется круглогодичным спросом - зимой там согреваются горячим чаем, а во время знойного лета спасаются от жары тем же самым - горячим чаем. К сожалению, сегодня в махаллях уже редко можно встретить истинную, старинную чайхану - их вытеснили новомодные кафе и рестораны, изменилась архитектура, сервис, самовары на углях давно сменили электрические чайники. Но колорит остался - это топчан у арыка или водоема с прохладной водой, застеленный курпачами, горячий чай, пение перепелок (бедана´) и атмосфера неторопливого восточного гостеприимства.