Швейцарские исследователи провели ряд экспериментов и опубликовали свои выводы в Current Biology. Психолог Катарина Хенке (Katharina Henke) и ее коллеги Марк Цюст (Marc Züst) и Симон Рух (Simon Ruch) из Бернского университета несколько раз транслировали через наушники 41 спящему придуманные слова. Каждому участнику называли какое-то свое значение, например «Гуга - птица» или «Гуга - слон». Проснувшихся испытуемых спросили: «Гуга большой предмет или маленький, он помещается в обувную коробку или нет?
Если второе слово из пары людям включали на определенной стадии сна, они после пробуждения правильно определяли 60 % процентов этих предметов как что-то большое или маленькое, то есть как слышали во сне.
При этом важно было попасть в up-state-фазы сна, когда все клетки мозга отличает совместная активность. Они длятся всего полсекунды и чередуются с Down-State-фазами без активности. Фазу можно определить с помощью электроэнцефалографии, измеряющей электрическую активность мозга.
По словам Цюста, формирование памяти возможно как в сознательном, так и в бессознательном состоянии. Однако это не может служить рекомендацией снабжать спящих информацией в надежде, что что-то застрянет у них в голове. И неизвестно, не будет ли при этом нежелательных последствий.
Существует возможность применения этого метода к людям, испытывающим трудности в учебе. Предполагается двухэтапный процесс обучения: бессознательное восприятие во сне определенного озвученного материала и его закрепление во время бодрствования. Гипнопедию можно также использовать при реабилитации после болезни или несчастных случаев, считает Петер Янг (Peter Young), председатель Немецкого общества сна.
Ранее было известно, что сон способствует консолидации обучения, то есть закреплению ранее усвоенного. «Кто играет на флейте вечером, тот часто знает утром пьесу лучше, потому что эффект обучения усиливается во время хорошего сна», - поясняет Янг. Новым является то, что даже при отсутствии сознания в глубоком сне возникают ассоциации.