Алексей Навальный призвал отказаться от услуг сотового оператора Йота, обвинив компанию в помощи в похищении спецслужбами сотрудника своего Фонда борьбы с коррупцией Руслана Шаведдинова. По версии политика, перед тем, как ФСБ начала выпиливать болгаркой дверь в квартиру Руслана, Yota незаконно выключила ему связь. Йота не ответила ни на один из многочисленных вопросов пользователей об этом случае.
Потому Алексей Навальный считает, что общество должно заставить Йоту дать публичный ответ о своем «незаконном действии». Для этого требуется создание давления на Йоту, что возможно, если каждый, увидевший пост об отключении связи Руслану, приложит свои усилия, утверждает Алексей Навальный.
SMM Йоты автоматически фиксирует и считает упоминания компании и Руслана Шаведдинова в соцсетях. Статистика передается руководству. Сотни людей требовали ответа, но его не последовало ни на один пост и твит. Публичные компании, ведущие себя подобным образом, должны подвергаться максимальному порицанию общества, у них должны сокращаться приток и расти отток клиентов, поясняет глава ФБК. Он призвал всех написать в любой соцсети пост типа «Йота помогла похищению Руслана Шаведдинова, незаконно отключив его сотовую связь».
Журналисты раздобыли фотографию статуса сотового номера Руслана Шаведдинова в базе Йоты как «активного», когда Руслан уже не мог никому позвонить, а при звонках ему самому автоответчик уведомлял о временной приостановке обслуживания абонента. В то же время квартиру уже штурмовали сотрудники ФСБ. В праве на звонок ему после проникновения в квартиру отказали.
По комментарию председателя адвокатской коллегии «Призывник» Андрея Чаплыгина, активиста ФБК призвали на службу, а тот приостановил действия военкомата, подав в суд: военкомат должен был до начала призыва потребовать в поликлинике карту Руслана. Там зафиксировано заболевание, препятствующее призыву. Тем не менее Руслана Шаведдинова после штурма квартиры принудительно отправили для прохождения срочной службы на Новую Землю. По оценке Навального, по сути его сотрудник стал политзаключенным или ссыльным: Руслан незаконно лишен свободы. У него единственного из срочников до сих пор нет возможности иметь сотовый телефон ни при каких обстоятельствах и звонить даже в субботу – официальный день для сотовой связи. В этом смысле его положение тяжелее, чем у обычных заключенных: тем разрешается хотя бы время от времени пользоваться телефоном-автоматом.