У детей мозг особенно пластичен, поэтому в юном возрасте учеба дается легко и все навыки приобретаются быстро. Считалось, что раннее обучение музыке или пению часто приводит к тому, что люди становятся хорошими музыкантами. Однако понятие «временного окна» детского восприятия, которое особенно важно для развития музыкальных навыков, не нашло доказательств в обширном исследовании команды Лауры Вессельдейк.
Исследователи проверили музыкальные способности более 300 музыкантов: профессионалов и студентов. На момент опроса испытуемым было 27-54 лет, а начали они играть или петь в 2-18-летнем возрасте. В онлайн-тесте участникам сначала нужно было проанализировать различные звуковые последовательности, мелодии и ритмы, а затем перечислить свои прошлые успехи, достигнутые благодаря музыкальному таланту. Выяснялось также, сколько музыканты занимались в детстве, в юности и в настоящее время. Результаты сравнили с данными более чем 7000 монозиготных и дизиготных близнецов, которые играли или пели в разные моменты своей жизни. Они заранее прошли такие же тесты, что и профессиональные музыканты.
И действительно, занимавшиеся музыкой до восьми лет, как правило, проявляли лучшие музыкальные способности и добивались большего, чем люди, которые позже открыли в себе любовь к музыке. Это относилось как к профессиональным музыкантам, так и к любителям из числа близнецов. Однако эта зависимость почти полностью пропадала, если исследователи учитывали общее количество часов, затраченных на овладение инструментом или пением. Из данных близнецов стало ясно, что испытуемые, которые начали заниматься музыкой в раннем возрасте, а позже показали лучшие результаты, просто получили более благоприятные гены от своих родителей. К тому же они выросли в среде, ценившей их музыкальный талант.
Результаты предоставляют мало прямых доказательств того, что раннее обучение оказывает конкретное влияние на более поздние результаты. Скорее они показывают, насколько важно при исследовании принимать во внимание количество часов практики, а также влияние на музыкальные успехи генетических и социальных факторов, пишут авторы в Psychological Science.