Начало Наука Непрошенная помощь рождает неверную самооценку

Непрошенная помощь рождает неверную самооценку

Наука
/ 1988 0
Непрошенная помощь рождает неверную самооценку

Американские психологи Мэтью Фишер и Дэниел Оппенгеймер  показали в серии экспериментов, описанных в Psychological Science, как возникает чрезмерная самоуверенность и как ее можно предотвратить. В их онлайн-тестах участвовало 2440 человек, средний возраст которых был около 30 лет. Мужчин и женщин было примерно поровну. 

Испытуемым давали одно из трех заданий: повторить по памяти список из 15 слов, ответить на восемь вопросов вроде такого: «Какой алкогольный напиток по вкусу похож на ягоды можжевельника?» или решить анаграммы, то есть составить из букв осмысленное слово. Время на каждую задачу было ограничено, например, на восемь анаграмм давалось две с половиной минуты. Одной группе совсем не помогали. Другой через семь секунд подсказывали, например, первую букву правильного ответа. А третья получала помощь только по желанию. В конце участники узнали, как они справились, и должны были оценить, какой процент верных решений у них будет без посторонней помощи.

В среднем испытуемым удалось правильно решать более половины задач с подсказками, почти половину с помощью по просьбе и примерно от четверти до трети, работая самостоятельно. Они использовали этот опыт как основу для прогноза на следующий раунд: те, кто получил непрошенную помощь, полагали, что они так же справятся и самостоятельно - видимо, они расценивали полученный успех как результат своих способностей. Те же, кто получал советы по собственному желанию, несколько сократили свои предполагаемые показатели.

Сравнение самооценки со второй серией заданий на анаграммы показало: после первого раунда без помощи или с подсказкой по просьбе испытуемые в среднем оценивали себя реалистично, правильно сделав, как и ожидали, около трети заданий. После получения непрошенной помощи участники считали, что могут справиться с половиной анаграмм, осилили же всего треть. Они, по мнению авторов, переоценивали свои способности, так как помощь облегчала задачу, и приписывали легкость решения своей собственной компетентности. Такой предвзятой оценки не происходило, если испытуемые сначала пробовали одолеть задания сами.

Люди путают свою способность находить информацию в Интернете с тем, что они действительно знают. Авторы пишут: «Во многих областях люди понятия не имеют, насколько поверхностны их знания». Есть лишь один способ понять, насколько что-то действительно трудно: попробовать.

Ваше мнение
1 + 7 =