Получение высшего образования имеет для человека ряд преимуществ. Однако это не может остановить процессы старения мозга. К такому выводу пришла международная исследовательская группа, возглавляемая нейробиологом Ларсом Нибергом из Университета Умео в Швеции, на основе нескольких европейских лонгитюднных исследований, помогающих отслеживать, как происходящие на протяжении какого-то времени события влияют на жизнь человека.
Нейробиологи сообщают в PNAS, что они провели оценку сканирования мозга около 2000 взрослых в возрасте 30-90 лет, которых неоднократно обследовали с помощью МРТ-сканера. В качестве меры старения мозга исследователи использовали так называемую атрофию головного мозга, то есть потерю его объема, которая связана как с нормальными, так и с патологическими процессами старения. Как и ожидалось, изображения показали, что с возрастом сокращается объем в некоторых частях коры головного мозга. То же самое относится к центру обучения и памяти мозга, гиппокампу: он сокращается примерно на 50 мм3 в год, что составляет приблизительно 1 % от его объема.
Скорость возрастной деградации, причем что в коре головного мозга, что в гиппокампе, не имела ничего общего с уровнем образования. Атрофия мозга у высокообразованных людей развивалась не медленнее, чем у остальных, а просто начиналась с более высокого уровня. В определенных областях мозга у них объем - и, следовательно, резерв - был больше, чем у их сверстников, не получивших в свое время академического образования.
«Наши результаты соответствуют итогам соответствующих исследований когнитивного старения: с образованием связан не маразм, а начальный уровень», - пишет команда Ниберга. Исходя из этого, высокий уровень образования может снизить риск когнитивных проблем именно благодаря пассивному резерву. «За то, что образованные люди страдают слабоумием реже и позже достигают порога, за которым они не могут больше вести независимую жизнь, им следует благодарить не более умеренную деградацию, а когнитивное преимущество».