Исследование команды Венке Мёринг из Базельского университета, опубликованное специализированным журналом Learning and Instruction, показало прочную связь между пространственными навыками и более поздним математическими способностями. Ученые смогли исключить, что эта связь была вызвана другими факторами, например социально-экономическим статусом или языковыми навыками.
Результаты основаны на анализе данных 586 детей из Базеля. Ученые дали малышам, которым недавно исполнилось три года, серию заданий на выявление познавательных, социально-эмоциональных и пространственных способностей, например складывать цветные кубики определенной формы, затем повторили тесты четыре раза с интервалом примерно в 15 месяцев и сравнили результаты с успеваемостью детей семи лет в первый год школьного обучения.
Выяснялось также, указывает ли высокая скорость развития пространственных навыков на будущие математические способности, о чем сообщали предыдущие исследования с меньшим количеством участников. Команда Мёринг не смогла подтвердить этого. Трехлетки, у которых пространственные навыки были хуже, быстрее развили их в последующие годы, но все же в семь лет были слабее по математике. Им не удалось к школе догнать детей с лучшим пространственным мышлением.
«Наши результаты показывают, насколько важно стимулировать пространственное мышление на раннем этапе», - поясняет Мёринг. Существуют простые средства, такие как использование «пространственного языка» (например, больший, меньший, равный, выше, ниже) и игрушек - строительных блоков, развивающих пространственное мышление.
Сначала мальчики и девочки друг от друга в этом почти не отличались, но в последующие годы у девочек пространственное мышление развивалось медленнее. Команда Мёринг предполагает, что мальчики больше слышат «пространственный язык». У них типичные игрушки развивают пространственные навыки, а у девочек - социальные. К тому же на детей могут влиять высказывания взрослых, что женщинам хуже даются пространственное мышление и математика.