Начало Наука Микропластик может повредить клеточную мембрану

Микропластик может повредить клеточную мембрану

Микропластик может повредить клеточную мембрану

Микропластик попадает в организм человека и животных через жидкости, воздух или пищу и, растягивая мембраны эритроцитов, значительно снижает их механическую стабильность. Это выяснили Жан-Батист Флери (Университет Саарланда, Германия) и Владимир Баулин (Университет Таррагоны, Испания).

Для живых организмов микропластик не смертелен, но, как показывают научные данные, может вызывать воспаление в клетках. С физической точки зрения, никакого эффекта ожидать не приходится, так как клеточная мембрана больше похожа на жидкость, чем на твердую ткань. Известно, что любое механическое воздействие на жидкость со временем проходит и, следовательно, должно исчезнуть. К своему удивлению физики обнаружили, что в присутствии микропластика мембраны искусственных клеток и красных кровяных телец растягиваются. «Очевидно, мембрана красных кровяных телец у людей воспаляется самопроизвольно», - объясняет Флери.

Физик-теоретик Владимир Баулин разработал математическую модель воздействия этих пластиковых частиц на клеточные мембраны. Она предсказывала, что каждая частица потребляет часть площади мембраны, в результате чего та сжимается вокруг одной частицы. Этот эффект затем неизбежно приводит к механическому растяжению клеточной мембраны. Увеличение ее натяжения теоретическая модель может предсказать даже количественно, что и было экспериментально продемонстрировано.

Жан-Батист Флери использовал микрожидкостную технологию для создания модели клеточной мембраны человека и красных кровяных телец и измерил натяжение этих мембран при контакте с микропластиком. Физики сделали еще одно удивительное открытие: частицы пластика никогда не оставались в одном месте на клеточной мембране: они перемещались путем непрерывной диффузии, которая может быть причиной постоянного напряжения на поверхности клетки.

Экспериментальные доказательства теоретической модели позволяют сделать выводы об общей справедливости этого механизма, который может быть перенесен на большое количество клеток или органов человека, полагают ученые.