Начало Наука Раковые клетки всесильны благодаря своим щупальцам

Раковые клетки всесильны благодаря своим щупальцам

/ 1990 0
Раковые клетки всесильны благодаря своим щупальцам

Раковые клетки движутся с помощью конечностей, напоминающих руки осьминогов, сканируют свое окружение и ищут, чем можно поживиться. Их щупальца следуют универсальному принципу, одинаковому в молодых, старых, особых и дегенеративных клетках. Блуждая по телу и ощупывая все вокруг с помощью гибких нитевидных придатков, филоподий, раковые клетки совершают движения, которых удивительно похожи в совершенно разных типах клеток.

Несмотря на сложность молекулярных деталей, с помощью которых эти щупальца скручиваются и изгибаются, чтобы внедрить инородные тела или атаковать, как ломом, соседнюю клетку, механизм работает одинаково в раковых клетках и в защитных клетках самого организма. Как и в скелетных мышцах, актиновые и миозиновые филаменты заставляют нитевидные придатки изгибаться, укорачиваться, растягиваться и изменять форму. Клетки могут также переключаться на схему поиска движения: они сканируют филоподиями пространство вокруг себя в трех измерениях.

Для своих исследований биофизики команды Наташи Лейнсе из Института Нильса Бора в Копенгагене использовали оптический пинцет и наблюдали за работой филоподий в конфокальный микроскоп. О закономерностях, обнаруженных в ходе экспериментов, они сообщают в Nature Communications: движение конечностей основано на расположении белковых филаментов внутри филоподий. Миозин обвивает центральные актиновые цепи, и щупальце при сокращении совершает стереотипное движение. Филоподии на клетках вращаются и постепенно сканируют все ближайшее пространство.

И этот механизм работает на удивление похоже в разных клетках: щупальца продвигаются одинаково в клетках рака молочной железы, зрелых тканевых и гибко развивающихся эмбриональных. Модель филоподий подтвердила, что пространственная структура актина и миозина необходима для характерного скручивания и движения активных щупалец. Исследователи надеются, что это может открыть новые возможности для атак на инвазивные раковые клетки, которые особенно зависят от функции их подвижных клеточных придатков.