Начало Наука Связь болезни Альцгеймера и сосудистых заболеваний

Связь болезни Альцгеймера и сосудистых заболеваний

Связь болезни Альцгеймера и сосудистых заболеваний

Уже более 20 лет ученые знают, что у людей с гипертонией, диабетом, высоким уровнем холестерина или ожирением с большей вероятностью развивается болезнь Альцгеймера.

Возможный механизм этого раскрыло исследование, опубликованное в Acta Neuropathologica командой Ричарда Майе из Колледжа врачей и хирургов Вагелос Колумбийского университета. В поиске генов, связанных как с сосудистыми факторами риска, так и с болезнью Альцгеймера, участвовали пять групп пациентов различного этнического происхождения.

В ходе анализа был выделен ген FMNL2, но его роль была неясна. Кэган Кизил, доктор философии, доцент Колумбийского университета, использовал свой опыт работы с рыбками данио (zebrafish) как модельным организмом болезни Альцгеймера. У исследователей возникла идея, что FMNL2 может работать в гематоэнцефалическом барьере, полупроницаемой, строго контролируемой границе между капиллярами и тканями мозга.

Гематоэнцефалический барьер служит защитой от болезнетворных патогенов и токсинов в крови. Астроциты, особый тип клеток мозга, образует вокруг кровеносного сосуда защитную оболочку, которая должна расслабляться для очистки крови от токсичного амилоида - агрегатов белков, накапливающихся в мозге и вызывающих болезнь Альцгеймера.

Модель подтвердила присутствие FMNL2 в оболочке астроцитов, которая при введении в мозг токсичных белков ослабляла свою защиту кровеносного сосуда, предположительно, чтобы обеспечить очищение. Когда Кизил и его коллеги блокировали функцию FMNL2, этого не происходило, что препятствовало выведению амилоида из мозга. Процесс был подтвержден на трансгенных мышах с болезнью Альцгеймера и обнаружен при изучении посмертного мозга людей с этим видом деменции.

Исследование показало, что FMNL2 открывает гематоэнцефалический барьер, контролируя астроциты, и способствует выведению внеклеточных агрегатов из мозга, а цереброваскулярные заболевания, взаимодействуя с этим геном,препятствуют эффективному очищению мозга от токсичных белков, что в конечном итоге приводит к болезни Альцгеймера.

Это открытие может помочь разработать способ, предотвращающий болезнь Альцгеймера у людей с гипертонией, диабетом, ожирением или сердечными заболеваниями.