Начало Наука Исследователи обнаружили два подтипа ожирения

Исследователи обнаружили два подтипа ожирения

Исследователи обнаружили два подтипа ожирения

Исследователи команды Дж. Эндрю Посписилика обнаружили два принципиально разных подтипа ожирения у людей, проанализировав данные британского исследования близнецов. Они искали пары, у которых процент жира в организме и масса тела отличались больше, чем можно было бы ожидать в результате воздействия условий окружающей среды, образа жизни и генетики.

В парах с одним стройным и одним "необъяснимо" толстым близнецом можно было выделить два типа. В подтипе А близнец с избыточным весом имел большую долю жира, но меньшую "остаточную массу". В подтипе В увеличилась как жировая масса, так и масса тела без жира. Эти отличия были видны, несмотря на идентичный геном у однояйцевых близнецов и представляют собой негенетические вариации.

Более тщательный анализ показал и физиологические отличия. У людей с ожирением типа В уровень инсулина в плазме крови в среднем выше, бета-клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин, тоже функционируют несколько иначе, а гены, которые способствуют развитию воспаления и регулируют иммунологические процессы, более активны. И наоборот, гены, отвечающие за метаболизм жира и глюкозы, менее активны. В подтипе А эти изменения не были обнаружены.

Исследователи впервые увидели, что существует как минимум два различных метаболических подтипа ожирения, каждый из которых имеет свои физиологические и молекулярные характеристики. Оба подтипа были выявлены также в дополнительных исследованиях на более широком круге испытуемых, включая детей.

Затем команда изучила в геноме испытуемых обоих подтипов характер эпигенетических накоплений, влияющих на активность генов. В эпигеноме жировой ткани наблюдались явные отличия: у людей с избыточным весом подтипа А там было больше скоплений ДНК, а у подтипа В - меньше, чем обычно.

Дальнейшие исследования с образцами тканей человека и мышей показали, что активность конкретного гена имеет решающее значение для того, какой эпигенетический паттерн развивается у человека, а также что это «программирование» присутствует уже в раннем детстве. Знание обнаруженных подтипов может помочь улучшить лечение ожирения.