Режиссер Джеймс Кэмерон провел четверть века, защищая решение Джека (Леонардо ДиКаприо) утонуть в ледяных водах Северной Атлантики в своем кинематографическом шедевре «Титаник». «Он должен был умереть», утверждал режиссер. С ним продолжали спорить. Чтобы поставить точку в этой бесконечной жаркой дискуссии, Кэмерон и команда ученых и дублеров главных героев «Титаника» экспериментальным путем решили «главный спор в современном кино».
Смерть остается предметом споров для многих поклонников культового фильма, которые отказываются признать, что именно драматический поворот делает блокбастер таким бессмертным. Вопрос о том, сможет ли Джек поместиться на деревянной доске рядом с Роуз (Кейт Уинслет), остается столь же актуальным, как и зимой 1998 года. Так что человек, стоящий за решением – в честь 25-летия кинематографического переиздания фильма в феврале, чтобы прорекламировать свой новый фильм «Аватар: Путь воды» или просто потому, что ему надоело, решил присоединиться к «глупому разговору», как он это назвал, и решить самый спорный вопрос современного кино раз и навсегда.
Недавний документальный фильм National Geographic «Титаник: 25 лет спустя» с Джеймсом Кэмероном отдал дань уважения оскароносному фильму научным исследованием под руководством самого режиссера, которое имитирует условия, в которых Джек и Роуз столкнулись бы той ночью 15 апреля 1912 года. С помощью университетской лаборатории, которая специализируется на воздействии холода на организм человека, Кэмерон создала идентичную копию доски из фильма и наняла двух дублеров, Джоша Берда и Кристин Зипфель, того же возраста, роста и веса, как его главные герои во время оригинальных съемок. По всему их телу были размещены датчики, они были одеты в одинаковую одежду и повторяли диалоги из фильма. Погрузившись в бассейн и продлив каждую фазу, чтобы компенсировать невозможность подвергать актеров таким низким температурам, команда проверила четыре возможные ситуации.
В первом оба взобрались на доску, чтобы опровергнуть первый миф: да, они оба идеально на ней уместились. Однако их общий вес утопил бы дерево в ледяной воде, спровоцировав смерть пары. Их шансы на выживание увеличились со второй попытки, когда оба дублера были на доске до пояса, чтобы сберечь от переохлаждения в океане хотя бы часть жизненно важных органов. Этот вариант не убедил Кэмерона, который утверждал, что совместное истощение Джека и Роуз после кораблекрушения станет препятствием для сохранения позиции в течение длительного времени. Поэтому исследователи подвергли дублеров экстремальным физическим упражнениям, чтобы повторить тесты.
В четвертом сценарии Роуз отдала свой спасательный жилет Джеку, как только забралась на доску, дав ему несколько часов, чтобы попытаться остаться в живых.
«Он стабилизировался, он попал в такое состояние, что, если бы мы так придумали, он мог бы это сделать», признал режиссер, «но есть много переменных». Наука не может оценить мотивы персонажа ДиКаприо, который, возможно, не принял бы предложение Роуз о спасательном жилете. «Я думаю, что его мыслительный процесс был таким: "Я не собираюсь делать ничего, что могло бы поставить ее под угрозу", и это на 100% соответствует характеру», говорит Кэмерон, посетовав на свой выбор реквизита во время съемок: «Я должен был сделать плот поменьше».
Самих актеров также десятилетиями засыпали вопросами о сцене. В случае с ДиКаприо даже коллеги по фильму, такие как Брэд Питт и Марго Робби, которые назвали эту сцену «самым большим противоречием в современном кино», не смогли добиться ничего, кроме «без комментариев». «Ты мог туда протиснуться?», спросил Питт ДиКаприо во время рекламного интервью «Однажды в Голливуде». Уинслет же, со свойственным ей добродушием, вежливо отвечала на этот вопрос. В декабре в подкасте Happy Sad Confused она ответила: «Он мог бы влезть в эту дверь, но она бы не удержалась на плаву. Она бы не удержалась».
Споры о финале «Титаника» подпитывают ожидания возвращения фильма в кинотеатры в этом месяце. Современные Ромео и Джульетта снова отправятся на борт корабля мечты в обновленной 3D-версии. Очки скроют наши слезы, когда мы в очередной раз услышим «если ты прыгнешь, я прыгну», или увидим, как Джек тонет перед нашими трехмерными глазами. И не будем врать себе: несчастливый конец всегда запоминается больше.