Начало Hi-Tech ИИ теперь может помочь поговорить с почившими близкими. Но захотим ли мы?

ИИ теперь может помочь поговорить с почившими близкими. Но захотим ли мы?

Hi-Tech
/ 851 0
ИИ теперь может помочь поговорить с почившими близкими. Но захотим ли мы?

В мире стали появляться стартапы, позволяющие «оживлять» умерших благодаря фантастическим возможностям ИИ. В одном из них «посмертный аватар» создается с участием его живого оригинала, который при этом решает, с кем он хочет общаться по смерти.

В 2016 году Джеймс Влахос обнаружил, что его отец умирает от неизлечимого рака легких. Болезненно осознавая, что их время, проведенное вместе, истекает, Влахос бросился собирать воспоминания, пока он еще мог, записывая историю жизни своего отца; все от детских воспоминаний до любимых поговорок, песен и шуток. После расшифровки эти записи заняли 200 страниц с одинарным интервалом.

«Это был отличный, но инертный ресурс, и я жаждал чего-то интерактивного. Поэтому я потратил почти год на программирование копии чат-бота моего отца: Dadbot», сказал Влахос.

«Dadbot» смог оживить истории отца Влахоса с помощью текстовых сообщений, аудио, изображений и видео, создавая интерактивный опыт, имитирующий уникальные нюансы.

Хотя эта искусственная версия никогда не могла заменить настоящего отца Влахоса, она все же дала ему некоторое утешение – и способ запомнить его более интуитивно в виде загробной жизни ИИ.

Это также вдохновило Влахоса на запуск HereAfter AI, американской компании, которая позволяет людям загружать свои воспоминания, которые затем превращаются в «аватар истории жизни», с которым могут общаться друзья и семья.

В отличие от пыльного фотоальбома или бездействующего профиля в соцсетях, это способ архивирования части себя или тех, кого мы любим, которую можно вернуть к жизни.

Утрата – одно из самых тяжелых человеческих переживаний, и справиться с ним стало еще сложнее в цифровую эпоху. Фрагменты людей навсегда кристаллизовались в чатах Вацапа, последних твитах, изображениях и функции воспоминаний в соцсетях.

Некоторых утешает возможность повторно посетить онлайн-архивы тех, кого они потеряли.

В 2021 году вирусным стал твит писательницы Шерри Тернер о просмотре дома своей матери на Google Maps Street View, вернувшим время в 2009 год: «В ее спальне горит свет. Это все еще ее дом, она все еще жива». 

Другие опробовали более продвинутые технологии в попытке реанимировать умерших, например писатель-фрилансер Джошуа Барбо, который, как задокументировано в статье San Francisco Chronicle 2021 года, обучил чат-бота с искусственным интеллектом на веб-сайте Project December выдавать себя за его умершую невесту Джессику.

Но мало что можно сделать с цифровыми остатками человека, статичные профили – портал в ностальгию, но в конечном счете пустые, как заброшенный дом, застывший во времени.

«Мы действительно много рассказываем о себе в социальных сетях, но часто это очень специфические осколки», отмечает Влахос.

Вместо использования цифрового следа, оставляемого людьми, модель HereAfter AI полагается исключительно на еще живых пользователей, которые должны согласиться на интервью и могут выбрать, с кем посмертно поделиться своим «жизненным аватаром».

«Для нашего конкретного приложения мы действительно хотим, чтобы оно было точным и правдивым. Мы не можем допустить, чтобы ИИ выдумывал вещи, которые не соответствуют действительности и человеку, потому что это может быть ужасным и обманчивым опытом для родственников позже», объясняет Влахос.

Реакция на приложение до сих пор была положительной: пользователи были очень тронуты тем, что снова слушали голоса близких, а некоторые даже узнавали истории от своих родителей, которых они никогда раньше не слышали.

Сохранение воспоминаний и передача семейных реликвий – это врожденное человеческое желание, которое проявляется во всем, от древних артефактов до архитектуры, поэтому неудивительно, что технологические компании ищут новые способы продвижения и повышения этого процесса.

В прошлом году 87-летняя женщина посетила свои собственные похороны в Великобритании благодаря стартапу под названием StoryFile, который, как и HereAfter AI, записывает кадры и аудио перед смертью человека, а затем делает их интерактивными с помощью диалогового режима ИИ и голографического аватара.

Взрыв ChatGPT, мощного чат-бота, созданного OpenAI, ускорил разработку других «технологий горя», в том числе его интеграцию в режим метавселенной «жить вечно» – проект компании Somnium Space, которая надеется создать цифровое «вы», способное бессмертно жить в метавселенной (концепция еще не определена полностью).

В своем нынешнем виде технология HereAfter AI тесно связана с извлечением того, что люди записали, но в будущем надеется использовать большую языковую модель, такую как ChatGPT, для улучшения разговорных способностей с оговоркой, что она остается ограниченной информацией. 

«Он не сможет так свободно говорить о многих вещах, но он также будет ограничен в своих знаниях, поэтому он не будет случайным образом искать информацию неизвестно кому в интернете».

Эта технология также не ограничивается горем и потерей. Его потенциально можно использовать в настоящем для документирования личных мыслей или для передачи трудных разговоров и секретов.

«Это может быть полезно, когда люди еще живы, вам не обязательно быть мертвым, чтобы ваш аватар имел какую-то цель», сказал Влахос.

Хотя эти аватары с искусственным интеллектом, безусловно, могут помочь в скорби, обеспечивая утешительный бальзам в неспокойное время, существует риск того, что они могут заставить нас цепляться за прошлое, не имея возможности двигаться вперед и расти.

«Множественные исследования свидетельствуют, что поведение, направленное на восстановление близости с умершим человеком, на самом деле связано с ухудшением психического здоровья», рассказала доктор Кирстен Смит, научная сотрудница Оксфордского университета. «Поведение, связанное с поиском такой близости, может помешать кому-то создать новую личность без умершего человека или завязать новые значимые отношения. Это также может быть способом избежать реальности того, что человек умер – ключевого фактора в адаптации к потере». 

Как и во всем в жизни, умеренность является ключевым моментом, и сохранение памятных вещей, чтобы оглянуться назад, будь то физические объекты или цифровые аватары, само по себе не является разрушительным. Частота и интенсивность наших отношений с ними потенциально могут вызвать проблемы.

«Мы все хотим чувствовать себя ближе к нашим близким после их смерти, и если эта технология может дать доказательства того, что она не причиняет вреда в должным образом контролируемых эмпирических исследованиях, тогда она может оказаться захватывающим способом увековечивания памяти и памяти людей, которых мы любим». 

Влахос также задается вопросом, оправданы ли опасения, связанные с технологиями такого типа, которые мешают людям двигаться дальше. «Я не думаю, что движение вперед должно означать, что вы должны забыть кого-то или позволить своим воспоминаниям об этом человеке стать очень блеклыми и скучными», считает он.

Куда бы эта технология ни привела нас, мертвых или живых, это, пожалуй, самое важное напоминание о том, чтобы максимально использовать хрупкий и мимолетный подарок сосуществования на одной планете с нашими близкими, прежде чем мы превратимся в пыль и пиксели.

Ваше мнение
7 + 2 =