Около 71% американцев поддерживают концепцию четырехдневной рабочей недели, согласно опросу, проведенному Newsweek, а 83% считают, что они могут выполнить свою недельную рабочую нагрузку за четыре дня. О том же свидетельствуют и другие исследования.
Согласно опросу, проведенному Redfield & Wilton Strategies от имени Newsweek среди 1500 взрослых 7-8 марта, 71% американцев поддерживают концепцию четырехдневной рабочей недели. Только 4% против, а 22% не поддерживают и не против. Три процента не знают, как к этому относиться.
Эти цифры отражают растущую поддержку, которую концепция четырехдневной рабочей недели получила в последние годы, ускоренную пандемией – временем, когда многие люди во всем мире начали пересматривать свой баланс между работой и личной жизнью.
Стремясь переосмыслить то, как мы работаем, многие задались вопросом, должны ли мы придерживаться пятидневной рабочей недели, введенной Ford Motor Company в 1926 году в США и позже принятой Конгрессом в 1940 году законом, несмотря на тот факт, что производительность сильно выросла за последнее столетие.
Хотя концепция четырехдневной рабочей недели впервые появилась в 1970-х годах, идея работать меньше часов при сохранении той же зарплаты десятилетиями оставалась только мечтой для большинства. Но теперь, после пандемии, роста удаленной работы и гиг-экономики, которые бросили вызов рабочему дню с 9 до 17, сотни компаний в США, Канаде, Австралии, ОАЭ и Европе, среди прочих, перешли на этот режим, воплотив мечту в реальность для своих сотрудников.
Начиная с 2020 года, несколько компаний по всему миру протестировали более короткую рабочую неделю, причем крупнейшее в мире испытание проводится в Великобритании. С тех пор многие из этих компаний, в том числе несколько в США, решили не возвращаться к старому.
Только в США, где лидирует Калифорния, за последние три года десятки компаний экспериментировали с четырехдневной рабочей неделей, внимательно отслеживая ее влияние на благополучие, уровень ощущения счастья, эффективность и производительность работников. Большинство из них решили сделать эту функцию постоянной после того, как получили восторженные отзывы от сотрудников и увидели положительный рост и повышение производительности.
Одной из таких компаний была группа Knowledge Futures Group из Массачусетса, независимая некоммерческая организация, созданная в результате партнерства между MIT Press и MIT Media Lab. В июле 2021 года компания провела пробную 32-часовую рабочую неделю после того, как рабочие сообщили, что чувствуют себя «чрезвычайно усталыми и непродуктивными после более чем года работы в условиях пандемии».
В основе решения компании о переходе на четырехдневную рабочую неделю лежала идея повышения производительности и счастья работников за счет устранения «внешних стрессоров» – беспокойства о том, когда найти время для внерабочей жизни.
После получения дополнительного дня на решение вопросов, не связанных с работой типа отвезти ребенка или члена семьи к врачу или машину к механику, работники Knowledge Futures смогли быть более сосредоточенными и продуктивными на работе.
Этот отзыв соответствует ожиданиям большинства американцев, опрошенных Newsweek: около 49% респондентов считают, что более короткая рабочая неделя сделает работников более продуктивными, а 83% считают, что они могли бы выполнить свою недельную рабочую нагрузку всего за четыре дня.
По словам компании, опыт работы Knowledge Futures с четырехдневной рабочей неделей в целом был блестящим. «Сотрудникам однозначно нравится более короткая неделя», сказал Newsweek представитель компании. «С самого начала пробного периода мы разослали сотрудникам серию опросов и увидели устойчивый рост удовлетворенности работой, улучшение баланса между работой и личной жизнью, связи с коллегами и самооценки производительности. Это также было благом для найма. Я был буквально перегружен кандидатами на каждую вакансию, которую мы размещали с тех пор, как рекламировали себя как компанию с четырехдневной рабочей неделей, и качество найма, которое мы получили, было превосходным».
В то время как американцы говорят, что готовы принять более короткую рабочую неделю, рабочая среда в стране может не соответствовать их желаниям. По мнению экспертов, американская культура труда, ориентированная на упорный труд, конкурентоспособность и достижения, может представлять собой серьезное препятствие для введения четырехдневной рабочей недели на общенациональном уровне.
«Американцы любят работать», сказала Newsweek Линдси Кэмерон, доцент кафедры менеджмента Уортонской школы Пенсильванского университета. «Работа – это новая религия здесь. И я имею в виду религию в том смысле, что работа дает нам чувство смысла, нашей цели, наших друзей, с кем мы встречаемся – это как краеугольный камень нашей жизни в том смысле, который, я думаю, использовала церковь как краеугольный камень жизни людей, может быть, 150 лет назад».
Мэтью Бидвелл, профессор факультета менеджмента Уортона, изучающий модели карьеры и подбор персонала в условиях новой экономики, согласился с Кэмерон и сказал, что важность работы в жизни многих людей следует учитывать при обсуждении вопроса о сокращении рабочей недели.
«Работа имеет большое значение в жизни многих людей, и это, вероятно, немного теряется в этих разговорах», сказал он Newsweek. «Я думаю, что часто возникает чувство, когда говорят: "Давайте работать так мало, как нам нужно, чтобы свести концы с концами" и определенно есть люди, для которых самые важные вещи находятся вне их работы. Но есть много людей, для которых работа невероятно значима, и они хотят уделять ей приличное количество времени, потому что это действительно важная часть их жизни».
Исторически это было особенно верно в США.
«В целом в США существует культура, которая ценит тяжелую работу и долгие часы работы, при этом многие сотрудники работают более 40 часов в неделю», сказал Newsweek Мансур Сумро, старший преподаватель Международной бизнес-школы Университета Тиссайд в Великобритании. «Однако также растет признание того, что переутомление может привести к выгоранию, снижению производительности и негативным последствиям для здоровья».
По словам Сумро, один из способов примирить идею более короткой рабочей недели с культурой ценить долгий рабочий день – это сместить акцент с количества отработанных часов на качество и производительность труда.
«Наше исследование показало, что долгий рабочий день не обязательно означает повышение производительности», сказал он. «На самом деле, многочисленные исследования показали, что производительность и креативность имеют тенденцию к снижению после определенного момента, предполагая, что меньшее количество часов работы может фактически привести к лучшим результатам работы».
Это уменьшит опасения, что с экономической точки зрения более короткая рабочая неделя может негативно повлиять на бизнес и экономику в целом. «Некоторые утверждают, что сокращение количества рабочих дней может привести к снижению производительности и экономическому росту, в то время как другие предполагают, что увеличение свободного времени может привести к увеличению расходов и стимулировать экономическую активность», сказал Сумро.
Бидуэлл скептически относится к тому, что в долгосрочной перспективе более короткая рабочая неделя может быть финансово устойчивой. Хотя он считает, что переход на четырехдневную рабочую неделю дает повышение эффективности, однако не думает, что этого будет достаточно, чтобы компенсировать производительность, которая, как он уверен, будет потеряна из-за меньшего количества рабочих часов. Он считает, что это сработает только в том случае, если люди будут думать, что наличие большего количества свободного времени стоит того, чтобы им меньше платили.
«Я думаю, что есть некоторые компромиссы между количеством дней, которые мы работаем, и тем, сколько нам платят», сказал он. «В долгосрочной перспективе, если мы перейдем на четырехдневную рабочую неделю, нам не будут платить так много, и рост заработной платы будет ниже. И действительно неясно, предпочтет ли большинство людей работать меньше за меньшие деньги или наоборот».
При рассмотрении вопроса, может ли четырехдневная рабочая неделя стать нормой в США, большинство экспертов отмечают, что есть одна категория, для которой это идеально подходит: офисные работники. С другой стороны, гостиничным, розничным, производственным и медицинским работникам – всем профессиям, которые требуют физического присутствия работников и для которых важно страховое покрытие, будет гораздо труднее убедить своих менеджеров разрешить им работать меньше дней, поскольку это вероятно, означает найм большего количества персонала, чтобы убедиться, что работа выполнена.
Линдси Кэмерон считает, что четырехдневная рабочая неделя не является универсальной для всех секторов и отраслей.
«Это не может быть нормой, в США слишком много всего происходит», сказала она. «Я действительно думаю, что есть группы компаний, для которых это будет работать очень хорошо – малые и средние компании, которые полагаются на работников умственного труда, которые действительно могут извлечь выгоду из отказа от совещаний или сокращения своего времени. Но я также думаю, что большая часть экономики США выполняют другой тип работы, и они вообще не могут использовать четырехдневную рабочую неделю».
Она добавила: «Я думаю, что есть определенные компании, которые имеют дело с большим количеством работников умственного труда, например, небольшие технологические компании, где гендиректор/основатель все еще присутствует в компании, которые смогут обосновать четырехдневную рабочую неделю. Там это будет работать очень хорошо, но есть только определенные слои общества или профессии, где я не вижу, чтобы это работало».
Кэмерон считает, что на работах, требующих физического присутствия людей в течение длительных периодов времени, более короткая рабочая неделя была бы недостижимой мечтой.
«Для некоторых работ, которые не требуют больших объемов знаний, которые полагаются на то, что кто-то будет там, что в основном представляет собой любую низкооплачиваемую работу, которую мы обычно называем низкоквалифицированной в Америке, хотя она не является низкоквалифицированной, они просто не будет в состоянии сделать это», сказала она. «Я думаю, что в Великобритании есть некоторые больницы, которые экспериментировали с переводом медсестер на шестичасовые смены, а не на 12-часовые, но тогда вам придется добавить больше затрат на рабочую силу, потому что вам нужно круглосуточное обслуживание».
Она добавила: «Я сомневаюсь, что фирмы в США, которые полагаются на почасовую оплату труда, захотят это сделать, потому что они уже так сильно сокращают расходы на почасовую оплату труда».
Кэмерон считает, что четырехдневная рабочая неделя может быть очень полезна для некоторых организаций и некоторых работников, но она также видит, что, хотя это может смягчить неравенство среди одних категорий, оно может усугубить его среди других. «Движение вперед потребует множества вмешательств, чтобы выяснить, как мы вовлечем как можно больше людей в эту "эпоху процветания или изобилия" или что-то еще, что мы пытаемся сделать для лучшего будущего. Очевидно, что четырехдневная рабочая неделя не может быть правильным решением для каждого типа работы», сказала она.
Но Бидвелл видит возможность ввести более короткую рабочую неделю для всех. Те компании и организации, которые должны обслуживать пять дней в неделю или больше, могут перейти к своего рода «работе в команде», сказал Бидвелл, где «когда вас нет рядом, есть люди, которые собираются покрыть часть того, что вы делаете».
«Мы можем играть с разными сменами, моделями, разным распределением работы и тому подобными вещами», сказал он. «Я не вижу, что есть определенные рабочие места, где это невозможно».