Начало Наука Исследование молекулярной основы процесса старения

Исследование молекулярной основы процесса старения

Исследование молекулярной основы процесса старения

Команда, возглавляемая Андреасом Келлером и Фабианом Керном из Саарбрюккена, исследовала совместно с коллегами из Стэнфорда, что происходит на молекулярном уровне при старении тела. Ученые обнаружили, что чтение генетической информации в пожилом возрасте происходит уже не так гладко, как в молодости, сообщают биоинформатики в Nature Biotechnology.

В поисках молекулярной основы процесса старения команда изучала органы мышей с молодого до пожилого возраста. Исследователи выяснили, что в зависимости от возраста грызунов в их органах явно отличается количество малых некодирующих РНК (sncRNA). Среди них есть регулирующие число молекул матричной РНК (мРНК), которые обеспечивают в каждой клетке копии частей сохраненной генетической информации (ДНК), то есть «транскрипцию».

Таким образом, мРНК содержит план производства отдельных белков, которые контролируют все метаболические процессы в организме. Если молекулы мРНК заблокированы другими РНК, это останавливает дальнейший процесс трансляции, и, следовательно, белки больше не производятся. Ведущий автор публикации биотехнолог Виктория Вагнер поясняет:

Если сравнивать ДНК с поваренной книгой, в которой есть все рецепты, то мРНК копирует отдельные рецепты, из которых в качестве блюд производятся соответствующие белки. Прекращение производства белка влияет на обмен веществ в клетках и органах и, в конечном счете, на процесс старения всего организма.

Исследователи из Саарбрюккена сейчас описывают сигнатуры и закономерности молекулярного старения, которые происходили либо в целом, то есть во всех исследованных органах, либо конкретно в отдельных. Профессор Андреас Келлер комментирует обнаруженные явления:

Результаты дальнейших экспериментов показали, что, как ни удивительно, в процессе старения существуют даже обратимые механизмы, по крайней мере, на молекулярном уровне.

В будущих исследованиях биоинформатики хотят более внимательно изучить молекулы РНК, которые будут использоваться в качестве потенциальных маркеров старения для определенных органов