В ходе пилотного исследования французские этологи выяснили, какие сигналы больше привлекает внимание кошки - звуковые или визуальные. Результат опроверг первоначальную гипотезу.
Невзирая на минувшие тысячи лет одомашнивания, кошкам удалось сохранили некоторый "суверенитет" по отношению к человеку. С научной точки зрения это делает их "независимыми оппортунистами". Соответственно, вступить в контакт с незнакомой кошкой - задача весьма нетривиальная.
Большинство любителей кошек наверняка разработали свои собственные стратегии, позволяющие пользоваться их вниманием или даже взаимодействовать со своенравными питомцами. Однако известно, что сигналы, которых часто бывает достаточно для собак, не столь эффективны для усатых-полосатых.
Чтобы оценить различные способы установления контакта, этологи Шарлотта де Музон и Жерар Лебушер (оба из Университета Париж-Нантер) провели небольшое пилотное исследование, с результатами которого можно ознакомиться в журнале Animal. Подопытными животными были 18 домашних кошек (8 самок и 10 самцов), которые "работали" в кошачьих кафе не менее трех лет. Одна половина кошек была из кафе Тулузы, а другая - из Бордо.
На них эксперты испытали в общей сложности три различных метода привлечения внимания кошки: визуальными сигналами, голосовыми, а также теми и другими. В качестве контроля были выбраны ситуации без каких-либо предложений общения с человеком.
По первоначальной гипотезе исследователей, к успеху у кошек приводит голосовая, а не визуальная коммуникация, поскольку домашние кошки выработали для взаимодействия с человеком специфические звуки. Это предположение не нашло подтверждения, по крайней мере, в экспериментах с 18 подопытными кошками.
Четвероногие испытуемые значительно быстрее реагировали на визуальную и комбинированную коммуникацию, чем на чисто акустические сигналы. В контрольных экспериментах, где с ними не пытались установить контакт, пушистые участницы особенно часто виляли хвостами. Похоже, кошки испытывают стресс, когда люди их игнорируют.