Начало Наука Акулы ощущают горький вкус пищи, как и люди

Акулы ощущают горький вкус пищи, как и люди

Акулы ощущают горький вкус пищи, как и люди

У акул рецепторы для восприятия горьких веществ очень похожи на человеческие, значит, наши предки уже не менее 500 млн лет могли распознавать потенциальные яды. Майк Беренс, Татьяна Ланг и Сигрун И. Коршинг выяснили это на основе генетического и биохимического исследований.

Как сообщается в PNAS, 12 из 17 проанализированных геномов хрящевых рыб содержат ген этого рецептора, а белок реагирует на вещества, которые человеку кажутся горькими, например, на лекарство колхицин. Это свидетельствует о том, что способность ощущать горькие вещества сохранялась на протяжении всей эволюции позвоночных, заключает команда. У человека, например, около 25 генов рецепторов горького вкуса.

Аналогичные горькие рецепторы есть даже у кишечнополостных, очень примитивных костных рыб. Однако у родственных им хрящевых, например у акул и скатов, и произошедших от них наземных позвоночных такие рецепторы еще не были известны. Это долгое время было загадкой, поскольку означало бы, что у ранних позвоночных не было этого рецептора, который, помимо восприятия вкуса, играет важную роль в качестве метаболического сенсора.

Однако теперь выяснилось, что многие хрящевые рыбы имеют очень большие геномы, что долгое время затрудняло их секвенирование и анализ. Полные данные об их геномах стали доступны лишь в последние нескольких лет. Теперь команда Беренса проанализировала 17 новых секвенированных геномов на наличие версий генов T2R. Согласно полученным результатам, такой рецептор есть у акул и скатов, а у родственных им кошачьих акул его нет.

Чтобы выяснить, распознает ли рецептор горькие вещества и у этих рыб, специалисты перенесли гены T2R белопятнистых и обыкновенных кошачьих акул в культуры клеток и исследовали их реакцию на 96 веществ, горьких на человеческий вкус. Рецепторы реагировали на одиннадцать из них. Наиболее сильные сигналы подавало вещество амарогентин, одно из самых горьких для человека.

Это удивительно, поскольку вещества, на которые обычно реагируют вкусовые рецепторы, в процессе эволюции сильно изменяются. И то, что за 500 млн лет, прошедших со времени последнего общего предка человека и акулы, сохранилась значительная часть спектра горьких веществ, свидетельствует о большом эволюционном значении этого химического сенсора.