Начало Наука Антитела распознают бляшки при болезни Альцгеймера

Антитела распознают бляшки при болезни Альцгеймера

Антитела распознают бляшки при болезни Альцгеймера

Международная группа исследователей разработала антитела, с помощью которых можно обнаруживать и производить количественную оценку накоплений бета-амилоида, который ученые считают маркером болезни Альцгеймера.

Диагностика этого заболевания по сей день создает для врачей проблемы. В мире до сих пор не существует анализа крови, который давал бы возможность распознавать болезнь Альцгеймера быстро и с высокой точностью. Тем не менее, команде исследователей из университетов Великобритании и Швеции все же удалось разработать антитела, способные обнаруживать накопления белка бета-амилоида.

Бета-амилоидные бляшки являются типичным признаком деменции при болезни Альцгеймера. Эти белки образуются в организме в обычных условиях и на самом деле не вредны. Однако, если они скапливаются в так называемые олигомеры, представляющие собой цепочки с небольшим числом звеньев, то могут оказывать токсическое воздействие на нервные клетки головного мозга. Антитела, разработанные командой Микеле Вендрусколо (Michele Vendruscolo), распознают именно олигомеры и плохо связываются с другими формами бета-амилоида.

Таким образом можно обнаружить и определить количество бета-амилоидных отложений, сообщают исследователи в PNAS. Это важно еще и потому, что «амилоидная гипотеза» до сих пор окончательно не доказана. Известно, что в головном мозге пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, накапливаются не только эти пептиды, но и другие вещества, например тау-фибриллы. При этом заболевании они считаются основными белковыми компонентами нейрофибриллярных поражений. Поэтому до сих пор неясно, действительно ли причиной болезни и связанных с ней когнитивных нарушений являются амилоидные бляшки.

В прошлом ученые уже пытались разработать методы лечения на основе бета-амилоидных антител. В экспериментах на животных этот способ, казалось, обещал успех, однако в клинических испытаниях на людях исследователи до сих пор не смогли найти никаких доказательств его эффективности.