Джослин Паронг из Университета Висконсин-Мэдисон и ее коллеги изучали эффект плацебо в процессе обучения. В ходе исследования почти 200 испытуемых прошли комплексное тестирование различных когнитивных параметров. Этап тренировки для всех участников состоял из десяти занятий. Половине испытуемых обещали улучшение практически во всех сферах умственной деятельности, остальным - лишь в тренируемой области, а во всех других — снижение.
Эти внушения плацебо и ноцебо подкреплялись на этапе обучения промежуточными тестами различной сложности. Участники обеих групп выполняли либо целевые задания, укрепляющие рабочую память, либо квесты на общие знания с несколькими вариантами ответов — контрольное задание, укрепляющее только знания, а не рабочую память.
В конце этапа обучения провели повторную проверку когнитивных способностей: в группе плацебо результаты были значительно лучше, чем у подвергшихся манипуляции ноцебо. При обоих видах тренинга участники группы плацебо улучшили свои общие умственные показатели, хотя в контрольной группе с квестами в меньшей степени, чем в группе тренировки памяти.
Однако эффект плацебо не оказал такого же положительного влияния на все области когнитивных способностей. От позитивного ожидания больше выигрывают рабочая память, подвижный интеллект, когнитивная гибкость; меньше — селективное визуальное внимание и пространственное познание. В первых областях участники в группе плацебо показали значительно большее улучшение, чем их коллеги в группе ноцебо, но в двух последних этого не произошло.
У испытуемых наблюдались и явные индивидуальные отличия. Важную роль сыграло при этом базовое отношение к умственным тренировкам и интеллекту. Верившие с самого начала, что интеллект изменчив и его можно улучшить, показали больший эффект плацебо, чем считавшие интеллект фиксированным.
Ученым, однако, неясно, влияет ли знание о манипуляции ожиданиями на их успех и насколько сильно, и требует в дальнейшем более детального изучения. В целом результаты свидетельствуют о том, что эффект плацебо и связанные с ним позитивные ожидания работают в обучении и тренировке мозга, по крайней мере, в некоторых когнитивных областях. Это важное открытие для школы, работы и профилактики деменции.