Все больше иностранных слов уверенно обживается в нашем лексиконе и одним из них является франшиза. И если еще несколько лет назад с этим понятием работали только продвинутые нувориши и бизнесмены, то теперь с франшизой сталкивается любой человек, желающий увеличить свое благосостояние.
Итак, что же такое франшиза? Говоря простыми словами, это аренда торговой марки или продукции и использование уже существующей системы ведения бизнеса.
Самым ярким примером франшизы является «Макдональдс». Его еще называют родоначальником франчайзинга.
Вообще, история успеха «Макдональдса» очень занятна и поучительна. Как известно, всемирную известность и популярность этой сети быстрого питания принесли не создатели ресторана братья Макдональд, а мелкий бизнесмен Рэй Крок, до этой знаменательной встречи занимавшийся продажей оборудования по изготовлению молочных коктейлей.Зайдя в придорожный ресторанчик, которым владели и распоряжались Макдональды, торговый представитель Рэй Крок, изумленный тем, какой невероятной популярностью пользуется система скоростного обслуживания и дешевизна гамбургеров, загорелся идеей и уже через три недели обратился к братьям с предложением продавать их франшизы по всей Америке.
Рэю Кроку понадобились для этого 15 тысяч долларов наличными, которых у него не было. Банк отказал ему в выдаче кредита. Тогда решительный бизнесмен заложил свой дом и страховку. Дальнейшее нам известно: империя «Макдональдс» сейчас насчитывает более 30 тысяч ресторанов по всему миру, а Рэй Крок стал миллиардером.
Любопытная статистика, отчасти ставшая возможной благодаря этому судьбоносному решению 52-летнего Рэя Крока, заключившего договор о франшизе с братьями Макдональдами:
Что сделал предприимчивый Рей Крок?Он не стал изобретать велосипед, т.е. придумывать какую-то свою собственную схему обслуживания в ресторане быстрого питания. Он просто взял уже готовую и проверенную схему ведения бизнеса.Рей договорился о том, чтобы арендовать всю систему построения бизнеса, которую так замечательно отладили братья Макдональды. А впоследствии стал продавать ее другим бизнесменам.Крок заплатил им денег, чтобы они передали ему все рецепты приготовления гамбургеров, показали каким оборудованием пользоваться, как увеличить скорость обслуживания клиентов, каким образом обучать персонал и все остальное, что помогло им создать успешный бизнес.
Чтобы более полно понять суть франшизы, мы рассмотрим суть и принципы работы на одном из реальных примеров. Было бы здорово рассмотреть пример с Макдональдсом, но к сожалению на данный момент эта компания не продает свои франшизы на территории России, поэтому я не могу привести вам ее в качестве примера.
Франчайзи — тот, кто покупает франшизу.
Франчайзер — тот, кто продает франшизу.
Если, к примеру, вы собираетесь стать франчайзи Subway, вы вместе с правом на использование торговой марки, бренда, продукции получаете все инструкции по ведению бизнеса: как создавать продукты, как нанимать персонал, как работать с клиентами, – полностью описан весь процесс, вплоть до того, на какое количество мест должно быть рассчитано заведение, какое освещение необходимо и музыку лучше использовать.
Вам ничего не нужно изобретать: уже существует готовая бизнес-модель, которая опробована и приносит хороший доход. Разумеется, определенную часть прибыли вы должны выплачивать ежемесячно владельцам данной франшизы (франчайзеру) за то, что пользуетесь всеми этими привилегиями.
Важно учесть объем инвестиций в франшизу – вы получите информацию от франчайзера, сколько примерно потребуется денег на открытие точки продаж. Кстати, в этом кроется преимущество франшизы перед открытием пусть и своего, нового бизнеса.Когда открываешь новый бизнес, не всегда можешь учесть все будущие подводные камни. А у владельцев франшизы, как правило, есть уже не один десяток и даже сотня запущенных филиалов по франчайзинговой системе, что позволяет им дать точную информацию обо всех предстоящих затратах.В предстоящие затраты, помимо паушального взноса и роялти, входят как правило затраты на ремонт, аренду помещения, приобретение оборудования, рекламной продукции, всех необходимых компонентов для того, чтобы готовить блюда и т.п.
Также владельцы франшизы обычно указывают приблизительный срок окупаемости данного вида бизнеса, что позволяет вам более точно выстраивать свое будущее.
А теперь давайте рассмотрим основные плюсы и минусы франшизы.Начнем с положительных моментов, а их, безусловно, немало.
Во-первых, вы получаете готовый, раскрученный бренд. Это правило работает не всегда и не везде, потому что есть не настолько узнаваемые марки, но в большинстве своем в каталогах различных франшиз представлены предложения от компаний, которые достаточно известны пусть не по всему миру, но, например, в крупных городах России.
Во-вторых, вы получаете скорость развития бизнеса. Чтобы начать бизнес с нуля, потребуется достаточно много времени на раскрутку своей торговой марки, на приобретение доверия клиентов. Если вы купили готовый бренд, вы практически сразу же, с первых дней, можете получать такие же прибыли, которые при развитии собственного бизнеса могли бы быть только возможной (и, вероятно, отдаленной) перспективой. К примеру, когда открывался первый «Макдональдс» в Москве, в очереди к нему стояло 3 тысячи человек!
В-третьих, вам также не потребуется тратить свои усилия, время и деньги на разработку дизайна вашей компании – в инструкциях к франшизе вы получаете подробное описание, какие цвета, атрибутику вы должны использовать. Некоторые франчайзеры предоставляют также оборудование и его стоимость входит в паушальный взнос.
Еще один плюс – это рекламная поддержка. Зачастую владельцы франшизы, заинтересованные в развитии своего бизнеса, размещают федеральную рекламу.
В Российском законодательстве нет такого определения как франшиза, поэтому все отношения между франчайзером и франчайзи регулируются договором коммерческой концессии.
За счет того, что вы покупаете готовую бизнес-модель с инструкциями, вы сэкономите массу своего времени, получите доступ к кредитным ресурсам. Вам могут в качестве кредита предоставить денежные средства или же товары. Все это будет прописано в условиях договора коммерческой концессии (франшизы).
Вы всегда сможете рассчитывать на поддержку франчайзера, обладающего большим опытом, чем вы. Как правило, вам гарантируют консультации и всяческое содействие в развитии вашего совместного бизнеса.
Еще одним несомненным плюсом является эксклюзивность.
Что это такое? Предположим, вы решили открыть Subway или McDonald’s в вашем городе, но не хотели бы, чтобы кто-то из бизнесменов составлял вам конкуренцию и тоже покупал данную франшизу. Для этого существуют так называемое эксклюзивное право ведения бизнеса на конкретный регион и даже город.
В таких случаях паушальный взнос как правило больше. Однако, эксклюзивное право гарантирует вам возможность работать под данной торговой маркой в своем городе единолично.
Преимущество, про которое, с моей точки зрения, необходимо упомянуть, – возможность обучения: франчайзеры зачастую бесплатно проводят тренинги, семинары для персонала, для руководящих сотрудников, специально организуют мероприятия, где вы можете перенимать опыт успешных точек. Это, безусловно, полезный и ценный опыт.
Но, разумеется, у франшизы существуют и минусы.
Первый и, наверное, самый очевидный – это дороговизна франшизы. За право обладания готовым бизнесом вы должны будете заплатить не маленькие деньги.
Вторым минусом являются жесткие требования по франшизе. Зачастую франчайзер жестко ограничивает деятельность тех, кому продает свою франшизу.
С одной стороны это обусловлено его желанием, чтобы бизнес развивался. Существуют определенные правила, нарушение которых может тормозить это развитие и даже грозит вам банкротством.С другой стороны, обладателя франшизы это ставит подчас в невыгодное положение. Например, чтобы открыть «Макдональдс», вам необходимо иметь собственное помещение – если вы арендуете его, франчайзер вряд ли пойдет вам навстречу.
Также существуют определенные требования к площади того помещения, где вы планируете открывать бизнес по франшизе. Например, оно не должно быть меньше 100 квадратных метров (у каждого франчайзера свои требования).
Еще одним из минусов являются невыгодные условия договора. Как правило, солидные компании-франчайзеры имеют собственные юридические отделы и, разумеется, они заключают такие сделки, в которых максимально учтены интересы стороны владельца франшизы.
Моя рекомендация индивидуальным предпринимателям, решившим заняться бизнесом на основе франчайзинга, привлекать опытных юристов, которые проанализируют все тонкости условий сотрудничества сторон.
Очень показательны в этом смысле слова Ричарда Джея Бойлана, юриста и главы бухгалтерии «Макдональдса» на заре его восхождения: «На самом деле, мы всё честно объясняли в примечаниях, но люди никогда не читают примечаний».
Как правило, в этом виде бизнеса часто накладываются определенные ограничения по его развитию, и это тоже становится огромным минусом франчайзинга. Допустим, у вас есть какие-то интересные, свежие идеи по развитию вашего бизнеса.
Или вы видите, что те клиенты, которые приходят к вам, просят какую-то дополнительную услугу. Вы понимаете, что если бы вы ввели эту услугу, вы могли бы существенно развить ваш бизнес, получить дополнительную прибыль. Но, по условиям договора франчайзер может вас в этом ограничить.
Второй минус, который вытекает из этого – ограничение творческого развития предпринимателя. Фактически, вы покупаете готовую бизнес-идею. Уже все давным-давно за вас придумано, все сделано. В этом плане мне нравится высказывание Стивена Кови: «Долгое время пожиная ниву, которую сами не засеивали, мы можем вообще забыть о необходимости сеять».
что такое франшизаЯ, как предприниматель со стажем, могу сказать, что одно из самых неоспоримых преимуществ ведения своего бизнеса, перед той же работой по найму – это творческое развитие. Любому предпринимателю каждый день приходится быть чертовски изобретательным для того, чтобы его магазин, товар или услуга выглядели привлекательными для клиентов.
Приходиться включать всю свою фантазию и при разработке продуктов или услуг. Но это тема уже другого разговора, а пока давайте вернемся к франшизе.
Не забывайте о том, что если вы что-то сделаете не так, франчайзер вправе назначить вам штрафы (все это прописывается в договоре). Вплоть до того, что вы просто можете лишиться права на эту франшизу.
Очень большие неприятности могут коснуться лично вас, если франчайзер обанкротится или его дело перейдет другим собственникам… Все права на бизнес могут быть проданы людям, которые, вполне вероятно, выдвинут совершенно иные условия сотрудничества. Ваш собственный бизнес может оказаться под большой угрозой.
Поэтому, обращайте внимание при заключении договора на какой срок вам передаются права. У некоторых компаний этот срок может составлять и 20 лет, а у кого-то всего лет пять.
И, наконец, еще один минус, о котором я не могу упомянуть в ряду главных, на мой взгляд, недостатков этой системы ведения бизнеса, – это распространенное требование франчайзеров закупать необходимые расходные материалы либо у них самих, либо у конкретных производителей.
По сути, в этом случае вы оказываетесь связаны по рукам и ногам: вы не сможете снижать издержки на развитие собственного дела, не воспользуетесь выгодными предложениями других компаний – по той простой причине, что не имеете на это права.
Мой совет тем, кто так же, как и я, рассматривает все возможные варианты создания разных источников доходов, – присмотреться к этому рынку, найти интересные идеи франшизы по своему профилю деятельности.
Сегодня в интернете существует множество так называемых магазинов или каталогов франшиз. Я не раз находил там интересные предложения.
Если же у вас есть какие-либо идеи по созданию франшиз или вы являетесь владельцем франшизы, то можете предложить свой вариант мне. Я готов вложить деньги в интересную бизнес-идею, либо купить франшизу.