На главу Роснефти Игоря Сечина свалились беспрецедентный для фигуры его веса вызов в суд, публикация его конфиденциальных разговоров, оскорбления от Сбербанка, обвинение в сливе оппозиции скандального компромата на Медведева, заявление Кадырова о его жадности. На такие вещи обычно нужна санкция Путина.
Игорь Сечин когда-то сумел посадить Ходорковского на 11 лет и неплохо попользоваться разгромом ЮКОСа, совсем недавно выигрывал все процессы против крупнейших СМИ, писавших о его секретной супер-яхте, подруге и т. п., а теперь сталкивается все с большим числом нежданных неприятностей, к которым не привык. По мнению высокопоставленного источника NT, это следствие предпочтения главой госкомпании очень агрессивного стиля поведения. В конце концов оно породило активное противодействие, в том числе влиятельных сил.
На неделе Игорь Сечин столкнулся с очередным беспрецедентным событием в своей жизни. Его вызвали в суд по делу обвиненного им в вымогательстве $2 млрд за партией в бильярд на Гоа недавнего оппонента, ныне уже экс-министра экономразвития Алексея Улюкаева. Персон уровня Игоря Сечина суд беспокоит крайне редко. В 2006 году судьи выслушали Алексея Кудрина по делу экс-сотрудника Минфина, в 2009 году – главу СК Александра Бастрыкина по делу о взятке его подчиненного, в 2010 – глав Минпрома Виктора Христенко и Сбербанка Германа Грефа по 2-му делу ЮКОСа. Другие попытки вызова вип-чиновников оканчивались неудачей. Суд ранее отказал и в вызове Игоря Сечина защите Михаила Ходорковского. На этот раз в Роснефти просто не взяли повестку, и ее глава на суд не явился. Но это от силы дает ему немного времени собраться с мыслями после такой неожиданности.
Повестка – не первый сюрприз того же суда Сечину. Недавно прокурор предал гласности расшифровки его разговоров с Улюкаевым. Глава Роснефти назвал это профессиональным кретинизмом и затем был вынужден объясняться по телефону с генпрокурором РФ Юрием Чайкой.
В середине октября Сбербанк разослал вип-клиентам отчет с целой главой, посвященной Сечину и Роснефти, под названием «Нам надо поговорить об Игоре». Презентация Роснефти названа в ней сталинистскими сказками, корпоративный слоган госкомпании – лозунгом в стиле Бората, поминается закупка для корпоративного вертолета щипцов для сахара и льда по 29 и 36 тыс. рублей соответственно, бежевого пледа за 124 тысячи, по 18 водочных рюмок, стаканов, вилок, ножей, больших и чайных ложек по 11-14 тысяч за штуку и т. п. Пресс-секретарь Роснефти назвал составителей доклада людьми, находящимися на грани патологии. Аналитики Сбербанка после претензий Роснефти убрали самые оскорбительные пассажи, но смысл своего доклада не изменили.
В начале ноября международные консорциум журналистов-расследователей и Центр исследования коррупции и оргпреступности занялись расследованием деятельности офшорной фирмы бывшей супруги Сечина на Каймановых островах, подняв вопрос об источнике ее средств: в своей декларации, относящейся к этому времени, Игорь Сечин сообщил об отсутствии у своей жены каких бы то ни было доходов.
Наконец, в начале ноября появилась информация экс-депутата Госдумы Ильи Пономарева, что компромат на Дмитрия Медведева для блокбастера года «Он вам не Димон» «слил» не кто иной, как Игорь Иванович через бывшего главу своей службы безопасности Олега Феоктистова, за что видный и давний член команды «сечинского спецназа» и поплатился скоропостижным окончанием генеральской карьеры вместо ожидавшегося повышения. Мало того, до того успешно скрывавший свое лицо от публики «Олег-Большой», он же «генерал Фикс» на суде над Алексеем Улюкаевым был снят фотографами.
По информации близкого к Кремлю собеседника NT, Дмитрий Медведев давно в курсе версии о причастности Игоря Сечина к его «сливу». Кремлевский источник рассказал NT об обострении давней борьбы Игоря Сечина с Дмитрием Медведевым за власть в нефтегазовой отрасли. Ее официальный куратор – «человек Медведева», вице-премьер Аркадий Дворкович, а глава крупнейшей в отрасли госкомпании и ответсек профильной президентской комиссии – сам Игорь Сечин. Еще один близкий к администрации президента источник говорит о суде над Улюкаевым: принято считать, что в итоге Дмитрий Медведев решил дать Игорю Сечину отпор и сумел добиться некомфортной для него публичной формы процесса. Источник из ближнего окружения Владимира Путина рассказал, что президент РФ не одобрял супер-агрессивный стиль Игоря Сечина, поддержал его врагов и дал санкцию на открытый формат суда.
В конце концов, если один человек раздражает столько других людей, однажды они объединяются против него, делает вывод источник в администрации президента.