За 9 лет выбранные в 2008 году мартышкой акции могли дать ей больше денег, чем получили пайщики крупнейших ПИФов. Ценные бумаги обезьяны подорожали в 7,5 раз, портфели инвесторов – в 5,1.
Экс-главред журнала «Финанс.», партнер Tim&Team Олег Анисимов подвел итог финансового эксперимента 2008 года. Редакция издания решила сравнить, чей заработок может оказаться больше – квалифицированных управляющих ПИФов или обезьяны. и Обезьяне Лукерье из уголка дедушки Дурова предложили кубики с названиями разных акций, она выбрала 8 кубиков, как в законе для паевых фондов, чтобы каждый инструмент не занимал свыше 15% портфеля. Общая сумма инвестиций составила около 1 млн рублей.
Редакция сравнивала доходность мартышкиного портфеля и результаты квалифицированных инвесторов, пока журнал не закрылся. В 2018 году Олег Анисимов подсчитал, что Лукерья должна была заработать 1 млн рублей дивидендов, а цена портфеля должна была вырасти с 1 до 7,5 млн рублей. Это лучше, чем достижения крупнейших ПИФов: портфель «Атона Петра Столыпина» (ранее ОФГ Инвест) вырос в 5,1 раз, Райффайзен Акций – в 3,9 раза. Эксперимент не отличался 100%-ной точностью ввиду разницы издержек пайщиков ПИФов и системы вознаграждений. К примеру, в Петре Столыпине управление их активами обходится пайщикам ежегодно в 4,2% среднегодовой стоимости активов даже на падающем рынке. Кроме того, мартышка не платила вид «налога» за возможность открытия брокерского счета и покупки акций с минимальной биржевой комиссией.