Суть депрессии универсальна, но в зависимости от культуры она выражается по-разному. К такому результату пришли исследователи из американской группы, возглавляемой Даниэлем Гудманном и Яном Лейкиным из Университета Пало-Альто. Калифорнийская команда была приглашена на бесплатный интернет-скрининг депрессии. В нем участвовали около 7000 взрослых, в основном из Америки и Азии. Целью исследования было выяснить, встречаются ли одни и те же депрессивные симптомы повсюду вместе или какие-то страны и культуры отличаются в этом друг от друга.
Как и ожидалось, одни симптомы были тесно связаны, а другие - нет. Мысли о самоубийстве и попытки таких действий составляли в разных культурах отдельную категорию. Но в Латинской Америке их сопровождали не только чувство вины, но и заниженная самооценка. Исследователи предполагают, что любой, кто в этих странах из-за болезни не вносит свой вклад в жизнь общества, чувствует себя никчемным и считает, что жить не стоит. Мысли о самоубийстве могут вызывать чувство вины и в строгих католических культурах.
В Китае и в англоязычном мире низкая самооценка чаще связана с универсальным эмоциональным ядром депрессии: подавленностью, потерей радости и интересов. Практически везде к ним присоединяются жалобы на физическое состояние, например на усталость. Однако в России было невозможно отнести усталость к какой-либо группе симптомов. В Китае, Южной Азии и Латинской Америке к ним подключаются проблемы концентрации внимания, замедление мышления и действий, тогда как на англоязычном Западе они образуют собственную категорию.
Депрессия считается позором, особенно в Южной Азии и Китае. В Поднебесной принято, например, рассматривать психическое расстройство как слабость характера. Этим можно объяснить, почему страдающие депрессией больше описывают физические признаки своего состояния, а не психологические. Стремление защитить себя заставляет их выражать психическое нарушение социально приемлемым способом. Это типично и для Латинской Америки. Поэтому физические симптомы могут указывать на депрессию, даже если настроение человека не ухудшилось.